«Свободы надо быть достойным». Главные цитаты Владимира Меньшова
5 июля 2021 года от последствий коронавируса скончался кинорежиссер и актер, лауреат премии «Оскар» и народный артист России Владимир Меньшов. Старшему поколению он известен как автор классических советских фильмов «Розыгрыш», «Любовь и голуби» и «Москва слезам не верит». Молодым он запомнился по роли в «Ночном дозоре» и тому, как на церемонии «MTV-2007» отказался вручить приз фильму «Сволочи». Меньшов всегда тонко чувствовал время и не боялся говорить правду. Отобрали его главные цитаты.
• « “Москва слезам не верит” запустила меня ракетой. Но меня оберегло от головокружения то, что я вступил в пору известности уже взрослым человеком. Молодая слава очень опасна: она вскруживает голову и всю дальнейшую жизнь скособочивает».
• «Интересная история случилась с лентой “Москва слезам не верит”, которая, казалось бы, должна принадлежать своему времени. В нее включены реалии ушедшей эпохи, уже не вполне понятные нынешним молодым людям, однако странным образом этот фильм превращается в матрицу не только советской, но и просто русской народной жизни. А ведь картина родилась, что называется, из дуновения ветерка, не была результатом какой-то серьезной подготовки. В это время меня больше интересовало кино социальное, политическое».
• «Я, вообще, ленивый человек. Если меня не подгонять какими-то обстоятельствами, то я просто лежу и читаю. А подгоняют меня обстоятельства такого рода — заработки».
• «Долгое время я был наивным провинциалом. Слишком много потратил душевных сил на восторги перед чужими талантами».
• «Режиссера очень трудно возвратить на землю, если картина не получилась. Попробуйте Михалкову сказать, что “Предстояние” не получилось, — он укажет на тысячи причин, по которым ему просто загубили картину, но он уверен, что снял превосходный фильм. Сталкивались с тяжелобольными детьми в семьях? Попробуй родителям сказать, что их ребенок — больной».
• «Хороших ремейков я не видел. Думаю, рано или поздно доберутся и до “Москва слезам не верит”, но я дистанцируюсь от этого».
• «Я молодым говорю много комплиментов. Вот сейчас, когда вы пришли, мы смотрели с женой фильм “Горько”, новый. Так талантливо! Но кто он такой? Откуда он взялся, этот Крыжовников?».
• «Я всегда живу с фильмом “Восемь с половиной” — живу, вспоминаю. А еще есть советский фильм “Родная кровь”, который я обожаю и рыдаю каждый раз в одном и том же месте».
• «Время от времени меня втягивали в политические игры. В поисках новых ощущений часто соглашался и входил в разные блоки, даже участвовал в выборах в Думу. Мне любопытно наблюдать за всем этим, по ТВ столько не увидишь. Может, когда-нибудь это знание перельется в фильм. Разглядев эту жизнь, я разочаровался в ней очень сильно. Политика — тот же театр, труппа в него набрана, роли распределены, и надолго. Надо или разогнать всю труппу, или смотреть их спектакли».
• «Стада разные есть, но все равно стада. Там пасутся на лугах очень тучные коровки, которые разделяют позицию партии. А рядом — тоже стадо: несогласные, которые говорят, что это все говно, все не так, не туда идем и не то делаем. Я остановился где-то посередине между этими двумя стадами, но это очень непросто».
• «Это так скучно: не снимать фильмы, а сидеть в президиумах и надувать щеки».
• «Во мне слабо развит орган, отвечающий за ревность. В актерской игре это победа — когда хрустят сердца под каблуками. И даже в таком отчаянно смелом для супругов фильме, как “Зависть богов”, где моя жена несколько раз оказывается с другим человеком, я думаю только о том, чтобы все было хорошо видно, чтобы все получалось. Вера за всю жизнь не особенно давала поводы для ревности».
• «Быть интересными друг для друга — самая важная составляющая брака. Если она пропадает, все разваливается».
• «Свободы надо быть достойным».
━━━━━
Никита Прунков