Йога и дыхательные упражнения улучшили сон детей
Ученые из Медицинской школы Стэнфордского университета исследовали качество сна у школьников из неблагополучных районов. Они выяснили, что введенные в школьную программу практики осознанности помогли детям лучше и дольше спать, хотя изначально практики были направлены на то, как справляться со стрессом.
Идеальные для нарушений сна условия
Детей учили распознавать стресс в повседневной жизни и справляться с ним с помощью дыхательной гимнастики и упражнений из йоги. При этом преподаватели не рассказывали конкретно, как улучшить качество сна. Школьников лишь учили справляться со стрессом, а качество сна улучшилось по мере выполнения практик.
Дети, участвовавшие в исследовании, жили в испаноязычных районах Сан-Франциско с высоким уровнем преступности. Их семьям не хватало денег, еды и места — в одной квартире могло проживать слишком много человек.
Условия жизни этих детей — идеальные для нарушений сна. Цель эксперимента была именно в том, чтобы помочь таким детям.
Было две группы: группа школьников из одного такого района прошла курс осознанности, а группа из другого такого же района — нет. Прошли программу 58 учащихся третьих и пятых классов, а 57 школьников из контрольной группы — нет.
В чем заключалась программа
Сюрприз — чтобы помочь школьникам наладить режим сна, недостаточно просто посоветовать им ложиться спать в одно и то же время.
Чтобы заснуть, человеку необходимо расслабиться, а расслабиться в тех условиях, в которых жили эти дети, очень тяжело.
Исследователи в начале и в конце исследования, которое длилось два года, измеряли качество и продолжительность сна школьников в домашних условиях. Три ночи дети спали со шлемом из электродов на голове. Также ученые измеряли их пульс, дыхание и насыщенность крови кислородом.
Программа осознанности в школах учила детей концентрироваться на настоящем моменте, распознавать стресс в своей жизни и выполнять несколько дыхательных и двигательных методик расслабления.
Два года в нескольких начальных школах инструкторы йоги вместе со школьными преподавателями проводили эти уроки дважды в неделю.
Результаты эксперимента
Изначально дети из контрольной группы, которая не занималась йогой, спали лучше: они спали на 54 минуты дольше, а фаза быстрого сна была у них длиннее на 15 минут.
Быстрый сон — очень важная фаза сна для жизнедеятельности организма. Если фаза быстрого сна нарушена, могут быть серьезные психологические последствия.
После двух лет практик ситуация изменилась.
Дети из контрольной группы стали спать хуже — на 63 минуты меньше, чем раньше, хотя продолжительность быстрой фазы сна не изменилась.
Но тут могли играть роль и гормональные изменения в организме подростков 10-12 лет, и увеличение нагрузки в школе, и позднее общение в Интернете — поэтому они ложились позже. Такой результат — норма для детей раннего подросткового возраста.
Школьники же, прошедшие курс осознанности, стали спать на целых 74 минуты дольше, а фаза их быстрого сна увеличилась на 24 минуты.
Важно — несмотря на улучшения в одной из групп, все участники эксперимента все равно спали меньше девяти часов в день, а именно столько и должны спать здоровые дети.
Интересно, что дети, которые стали спать лучше, отмечали, что в их жизни стало больше стресса.
Авторы исследования объясняют это тем, что дети, которых научили распознавать стресс в своей жизни, увидели, насколько на самом деле много стресса в их повседневной жизни.
Курсы осознанности в школах
Так как практики помогли школьникам, ученые теперь планируют сподвигнуть школьных учителей ввести подобные курсы в своих школах.
Сейчас авторы работы разбираются в том, что именно помогает организму лучше и дольше спать. Скорее всего, важную роль играет дыхательная гимнастика, которая активирует парасимпатическую нервную систему человека и помогает засыпать быстрее.
Исследование опубликовано в издании Journal of Clinical Sleep Medicine.