Markus Spiske/Unsplash
Markus Spiske/Unsplash

ЕС подготовил масштабный план по спасению климата. Что он предлагает?

«В долгосрочной перспективе — это спасение, здесь и сейчас — плохо и убыточно»

14 июля Еврокомиссия опубликовала план борьбы с климатическими изменениями, который сможет разрешить возникшие перед человечеством проблемы за десять лет и подать пример другим мировым державам. Мы изучили ключевые тезисы Еврокомиссии и обсудили с генеральным директором «Центра экологических инвестиций» Михаилом Юлкиным, почему это прорыв и смогут ли подобные меры спасти от климатической катастрофы.

Какую цель поставила перед собой Еврокомиссия?

Сократить выбросы парниковых газов в Европе к 2030 на 55% от значения 1990 года. На данный момент европейские выбросы составляют 76% от этого значения. В совокупности ЕС производит около 8% парниковых выбросов от мирового объема.

Для утверждения «климатической доктрины» план Еврокомиссии (исполнительного органа ЕС) должен одобрить Европарламент и 27 стран-участниц ЕС. Авторы инициативы надеются, что утверждение не займет более двух лет.

Что для этого необходимо сделать?

Исключить автомобили на бензине. К 2035 году ЕС собирается сделать невозможной продажу автомобилей на бензиновом и дизельном топливе — все ради обеспечения «нулевого выброса». Для развития практики использования электрокаров через четыре года Европа создаст общественные зарядные пункты на небольших расстояниях друг от друга — не более 60 км.

Даже в России уже есть культура электрокаров. Из Петербурга можно спокойно доехать до Мурманска, дальневосточные сограждане давно пересели ну б/у автомобили корейского производства, потому что это проще постоянных заправок с дорогущим бензином — а так воткнул в розетку и зарядил. Сегодня уже все крупные автопроизводители перешли на производство электрокаров или в их инвестирование. Нет смысла делать хорошие электрические авто и параллельно «бадяжить» бензиновыми, поэтому скоро традиционное топливо уйдет и, думаю, это произойдет раньше 2035 года.

Михаил Юлкин, генеральный директор «Центра экологических инвестиций»

Дополнительная плата за загрязнение. С авиакомпаний, заводов, электростанций и судоходных компаний потребуют платить за выбросы углекислого газа. Судовладельцев эта мера коснется впервые.

Создание резервуаров. В рамках плана Еврокомиссия страны ЕС должны будут создать леса и пастбища-резервуары для поглощения вредных выбросов. По данным комиссии, «природные пылесосы» удаляют из атмосферы в среднем около 268 млн тонн выбросов CO2, попадающих в воздух после вырубки деревьев и сжигания диких земель.

План ЕС не про «правильно считать», а про «правильно управлять». Идею об использовании леса для выбросов, которые невозможно сократить, должны прочитать все, кто имеет отношение к индустрии.

Михаил Юлкин, генеральный директор «Центра экологических инвестиций»

Снижение потребления электроэнергии на 40%, которое сопровождается повышением доли энергии от возобновляемых источников до 40% за десять лет (на 2021 год этот показатель в Европе равен 20%).

Это очень крутое предложение. Такая мера потребует колоссальных инвестиций, особенно учитывая то, что одним из главных потребителей энергии является жилищный сектор — им потребуется масштабная реновация с отключением их от энергосетей и повышением энергоэффективности. То есть дом станет полностью автономным — это меня потрясает. Запустить бы такое в Москве вместо наших реноваций. Но у Европы на это есть деньги, ведь ужесточение правил по выбросам повышает союзный бюджет за счет тех, кто «выбрасывает»: тонна СО2 сейчас стоит €60.

Михаил Юлкин, генеральный директор «Центра экологических инвестиций»

Торговля квотами на выбросы углекислого газа. Расширение системы подобной практики произойдет за счет включения в нее новых отраслей экономики.

Введение таможенных сборов. С импортеров на границе будет взиматься дополнительная плата за углекислый газ, выделяемый при производстве их продуктов. Особенно это ощутят производители цемента, стали, алюминия, удобрений и электроэнергии. В дальнейшем перечень областей производства расширят. Как подчеркивают авторы инициативы, чтобы неповадно было перед европейскими производителями, которые уже оплачивают климатические сборы.

В итоге в пакет включено все, что можно назвать источником выбросов. Как говорится, ничто не забыто: морские, воздушные суда, автомобили, микроавтобусы, грузовики, здания, порты. И корректировка импорта должна не позволить размыть систему за счет проникновения всяких безответственных «жучков».

Михаил Юлкин, генеральный директор «Центра экологических инвестиций»

Кому реализация «климатического плана» будет невыгодна?

В случае одобрения плана Европарламентов и членами ЕС многие производства могут остаться в убытках — например, те, которые получают небольшой доход с продажи топлива, также будут вынуждены платить за углеродные выбросы. Невыгоден пакет предложений и крупным импортерам, в том числе России.

Программа ориентирована на то, чтобы помочь всем нам — если мы исходим из того, что климат меняется из-за наших же выбросов парникового газа. Другое дело, что кто-то из производителей выйдет победителем, а кто-то проигравшим. Понятно, что поставщикам нефти и газа это невыгодно — предложенный план снижает объемы импорта наших ископаемых. Нам, как главным поставщикам, подобная концепция не на руку. В долгосрочной перспективе — это спасение, здесь и сейчас — плохо и убыточно.

Михаил Юлкин, генеральный директор «Центра экологических инвестиций»

Юльков напоминает, что Россия, как и европейцы, в 2015 году подписала Парижское соглашение по климату, которое предполагает взаимные усилия по борьбе с выбросами.

Поэтому чем обижаться, как Решетникову — «вот они нам обещали» — по факту Еврокомиссия предложила формат сотрудничества и возможность договориться о том, что мы и так должны делать. Наша вечная тоска о том, что цена на нефть подскочит и спрос побежит наверх — этой мечте не суждено сбыться. Надо перестать сидеть в позе лотоса и ждать, пока мир повернется в нужную сторону.

Михаил Юлкин, генеральный директор «Центра экологических инвестиций»

После публикации пакета министр экономического развития РФ Максим Решетников заявил о финансовом ударе по российским экспортерам, после чего он выразил надежду на то, что европейская сторона сдержит раннее обещание и обеспечит выполнение своего плана в соответствии с нормами ВТО.

Если осуществление плана по спасению климата выведет на передний план состоятельные страны, которые в очередной раз продемонстрируют свое техническое превосходство, то для более бедных государств Евросоюза дополнительные налоги и сборы принесут повышенные издержки и, таким образом, увеличение цен.

Участницам ЕС, чья экономика зиждется на электро-угольной промышленности, придется реорганизовывать процессы производства и проводить массовую переподготовку кадров — а это, в свою очередь, влечет дополнительные затраты.

━━━━━

Эльвира Асмакиян