Sophie Dupau/Unsplash
Sophie Dupau/Unsplash

Финтех-стартап россиянина стал самым дорогим в Великобритании. Как ему это удалось?

От физико-математической школы до $33-миллиардного бизнеса

15 июля 2021 года руководство финансового суперприложения Revolut сообщило о привлечении $800 млн инвестиций. После этого оценка компании увеличилась до $33 млрд — Revolut стал самым дорогим финтех-стартапом Великобритании. Между тем Forbes обновил данные о состоянии основателя Revolut Николая Сторонского, которое за год увеличилось на 492% и составило $7,1 млрд. Теперь россиянин занимает в общем рейтинге Forbes 107-е место и входит в ТОП-30 самых богатых людей России.

Рассказываем, как выпускнику МФТИ удалось создать $33-миллиардный бизнес и почему его проект скоро может «захватить» мировую финансовую систему.

Мальчик из Долгопрудного

Николай родился в 1984 году в подмосковном Долгопрудном, там же учился в школе с физико-математическим уклоном. Стронский постоянно участвовал в олимпиадах по математике, занимая призовые места. В старших классах он начал увлекаться новым предметом — экономикой, в которой тоже сразу преуспел.

О том, куда поступить, подросток даже не задумывался. «Конечно в МФТИ», — говорит он в интервью журналистке Елизавете Осетинской. Отец будущего миллиардера — Николай Сторонский — тоже выпускник МФТИ, но с ученой степенью кандидата физико-математических наук. С 2019 года он занимает должность генерального директора в АО «Газпром промгаз».

Именно институт помог развить Сторонскому-младшему стратегическое мышление.

Они очень хорошо отсеивают людей на входе, как в спецназ. Первые три года я учился до часу ночи, в субботы и воскресенья. Там реально развивают умение решить любую проблему, посмотреть на нее и оценить со всех сторон, разложить на маленькие части.

Николай Сторонский, Основатель финтех-компании Revolut

Как Николай рассказывал vc.ru, еще в студенчестве он «пытался что-то свое мутить», например, с друзьями финансировал другие перспективные стартапы. Но для чего-то серьезного нужно было продолжать учиться.

Параллельно с МФТИ Николай получал образование по программе магистратуры в Российской экономической школе. Туда часто приезжали потенциальные работодатели, и однажды Николаю выпала возможность отправиться на стажировку в Lehman Brothers в Лондоне. Но вскоре банк распался, и Сторонский оказался в японском брокерском доме Nomura. Не проработав там и месяца, юный трейдер оставил Nomura из-за приглашения швейцарского банка Credit Suisse (здесь Николай познакомится со своим будущим коллегой и правой рукой Владом Яценко) — там он осел уже на пять лет.

Как зародился миллиардный стартап

«Я уже достиг потолка. Смысл стоять?» — с такой мыслью Сторонский приступает к давней мечте создать собственный стартап. Его интересовали два вопроса: зачем отдавать банкам столько денег за рядовые операции и почему банкинг так сложно устроен. Поэтому он решает по максимуму упростить финансовую систему.

В 2014 году он обращается за помощью к консультанту по банковской инфраструктуре, оплачивая ему два рабочих дня — все беседы Николай внимательно конспектирует. Найти первого инвестора оказывается не так уж просто, мало кто присоединяется «на стадии посева», вспоминает Сторонский. Поэтому первое вложение делает он сам в размере £300 тыс. из сбережений.

Николай решил начать с реализации идеи о мультивалютной карте, которая облегчила бы путешествия с помощью быстрой конвертации валют. Приложение Revolut становится доступным уже в середине 2015 года и сразу обретает успех, опережая свой же бизнес-план в 10 раз по количеству прибывающих клиентов. Всего за полгода стартапу удалось привлечь более 100 тыс. новых активных пользователей.

Revolut поглощает инвестиции

Постепенно Revolut становится суперприложением с массой финансовых услуг: мультивалютной картой, бесплатным переводом денег в любую страну мира, возможностью приобретать страховки и кредиты. Сервис активно набирает инвесторов: например, венчурный фонд DST Global Юрия Мильнера вкладывает в Revolut $250 млн.

За счет инвестиций Сторонский увеличивает штат с 350 до 800 человек (сейчас в компании работает более 2,5 тыс. сотрудников), но большая часть средств уходит на покорение новых рынков и аудитории. В дополнение Николай запускает краудфандинговую кампанию в 2016 и 2017 году, которые в совокупности приносят стартапу £1 млн.

В апреле 2018-го оценка Revolut взлетела до $1,7 млрд. Сторонский не один раз отмечал, что продвижение стартапа происходило за счет хорошего продукта и сарафанного радио — при этом компания вообще не вкладывалась в маркетинг.

На март 2021 года компания насчитывает 8-9 млн ежемесячных пользователей и 2 млн ежедневных. К 15 июля стартап оценили в $33 млрд, что принесло Сторонскому лидерскую позицию на британском рынке стартапов.

Почему Revolut до сих пор нет в России?

Планы Сторонского по «захвату» финансовых рынков начались с Великобритании и Европы, а затем продолжились в направлении США, Индии, Австралии и Новой Зеландии. Но почему не с России?

Дело в том, что в 2015 году, почти сразу после запуска приложения, Revolut попытался выйти на российский рынок, но потерпел неудачу. За пополнение с российских карт компания была вынуждена оплачивать комиссию за транзакцию в размере 2%. Через год сервис ушел из России. Но мысль о покорении российского рынка он не оставил.

Сторонский объяснял отсутствие сервиса на российском рынке низким уровнем платежеспособности.

Есть соотношение объемов рынка и порога вхождения. В тех же Штатах — 350-400 миллионов человек, все говорят на одном языке. В России 150 миллионов человек и уровень доходов ниже.

Николай Сторонский, Основатель финтех-компании Revolut

Представитель Revolut в России рассказывал о новой попытке запуска приложения к 2019 году с использованием банковской лицензии и инфраструктуры платежного сервиса QIWI Сергея Солонина. Поначалу Revolut даже собирались предложить россиянам бесплатное приложение и мультивалютную карту Visa, а вскоре и другие сервисы (кроме криптовалют из-за закона о цифровых активах), доступные в других странах. Но планы так и остались планами.

Издержки миллиардов

Основатель Revolut любит подчеркивать, что все его сотрудники — усердные ребята, которые приезжают в офис не для того, чтобы отсидеть там с 9 до 18 часов. «По факту мы работаем по 80-90 часов в неделю», — признавался Николай в интервью Осетинской.

Со ссылкой на бывших сотрудников сервиса издание The Wired публикует статью, в которой рассказывает о массовых неоплачиваемых переработках в компании, что приводит к большой текучке кадров.

Параллельно с этим в TechCrunch выходит еще один материал, дискредитирующий Revolut, только теперь об игнорировании подозрительных транзакций, проводящихся через сервис. По сведениям журналистов, компания на несколько месяцев отключила систему, которая отслеживает подобные переводы. После этого Revolut покидает финансовый директор стартапа Питер О’Хиг­гинс.

В ответ на череду журналистских материалов Сторонский заявляет Forbes, что «Revolut никогда не допускал ошибок в работе с подозрительными транзакциями и не нарушал требований регулятора». А позже (в беседе со своим коллегой-банкиром Олегом Тиньковым) добавляет: «Скандалы лучше продаются».