Вдохновение или кража: как люксовые бренды копируют дешевые вещи
Плагиат в моде обычно ассоциируется с массмаркетом — на нем постоянно ловят Zara, H&M и другие бренды. Более редкий случай — если плагиатором выступает люксовый бренд, «вдохновляясь» при этом чем-то дешевым или копируя работы инди-креаторов. Недавно такой скандал произошел с брендом Vetements, а мы собрали еще несколько случаев.
Vetements и украинский бездомный
Львовский фотограф Юрко Дячишин обвинил в плагиате «секретный проект» модного бренда Vetements — VTMNTS. По мнению фотографа, некоторые образы оказались очень похожи на его работы 2011-2013 годов. В те годы Дячишин познакомился с бездомным Славиком, который стал его музой: «Он практически никогда не появлялся в одной и той же одежде, что очень странно и, очевидно, очень сложно для человека без крыши над головой. Славик регулярно менял прически, бороды и даже брил подмышки».
Страница Славика набирала популярность, о ней рассказывали в Vogue Paris, The Telegraph, Mirror и Esquire. Сооснователь и бывший дизайнер Vetements Демна Гвасалия в 2016-м году рассказывал, что вдохновлялся образами Славика и даже приглашаю его на показы в Париж. Однако в этот раз представители бренда решили не ссылаться на работы Дячишина. Сам фотограф отметил, что «в этот раз в некоторых моментах был просто copy-paste». Смотрите сами.
Balenciaga и IKEA
В 2017 году Balenciaga выпустила шопер, который сразу же стал мемом. Поразительное сходство между сумкой за €0,99 из IKEA и ее кожаной копией за €2 тыс. от Balenciaga заметно невооруженным глазом.
В шведской компании тоже отреагировали с юмором и выпустили шуточный гайд, как отличить оригинальную «Фракту» от фейка:
1) Встряхнуть. Если хрустит, значит оригинал.
2) Проверить многофункциональность. В оригинальной сумке можно носить хоккейную экипировку, кирпичи и даже воду.
3) Швырнуть в грязь. Настоящую сумку Ikea можно ополоснуть водой из садового шланга, и она будет как новая.
4) Посмотреть на цену. Оригинал дешевле люксовой версии в две тысячи раз.
Канье Уэст и тюремные тапки
В сентябре 2020 года Adidas совместно с Канье Уэстом выпустили шлепанцы Yeezy: легкие, прочные, стильные... но что-то с ними не так!
Пользователи обратили внимание, что они очень похожи на обувь в американских тюрьмах, и даже коллега Канье по цеху Снуп Догг пошутил над неудачным дизайном тапок.
Schiaparelli и сумки с ушами
Дизайнер Шалва Никвашвили в марте 2021 года выложил пост в Instagram с открытым письмом Дэниелу Роузберри — креативному директору Schiaparelli. Все из-за дизайна сумок с ушами, которые Никвашвили показались слишком похожи на его собственные.
В посте грузинско-бельгийский приложил скриншоты переписок, которые Роузберри в дальнейшем оставил без ответа: «Обращаюсь к вам как художник к художнику. Если вам действительно так понравилось то, что я делаю, было бы намного более вежливым предложить мне коллаборацию или хотя бы попросить у меня разрешение на использование моих работ».
Есть мнение, что популярные премиальные бренды могут не знать локальных дизайнеров и в таком случае плагиат — это не больше чем совпадение, однако Никвашвили — достаточно успешный, хоть и местами провокационный художник (посмотрите его профиль в Instagram) не только в Грузии. С ним делали интервью Dazed, а Inside подробно рассказывали о работах талантливого дизайнера в 2019-м году.
Louis Vuitton и рыночная сумка
Такую сумку французский бренд представил в далеком 2007 году, но запомнилась она надолго: ее цена колебалась от $2 до $3 тыс., и при этом модель очень напоминала рыночный баул. Плагиатом назвать это тяжело, но вдохновение модельеры черпали явно не на центральных улицах Парижа.
Moschino и граффити
Художник из Бруклина Джозеф Тирни обратился в суд с иском и потребовал от Moschino запретить выпуск платьев и аксессуаров с его граффити. Работу автор нарисовал еще в 2012 году и назвал ее «Глаза вандала». Представители модного дома плагиат никак не прокомментировали.
Gucci и скульптуры из желе
В 2019 году канадская художница Шарона обвинила модный дом Gucci в плагиате ее работ — скульптур из желе. Компания ранее договорилась с ней о производстве нескольких тортов для съемок рекламной кампании, однако в дальнейшем отказалась от сотрудничества. Позднее Франклин увидела в Instagram Gucci похожие арт-объекты, возмутилась и правильно сделала.
━━━━━
Никита Прунков