Alex Zarubi
Alex Zarubi

Сергей Собянин об экономике, QR-кодах и самокатах. Главное из интервью мэра для РБК

Пандемия обошлась Москве в 600 млрд рублей, однако столичная экономика находится под контролем

Мэр Москвы Сергей Собянин дал большое интервью РБК, в котором рассказал, как экономика города справляется с третьей волной коронавируса, поговорил о взаимодействии с частным бизнесом и отметил архитектурный прогресс столицы. Выделили главное из беседы.

В общей сложности цена пандемии для Москвы составили больше 600 млрд

«Мы недополучили 200–250 млрд рублей доходов за прошлый год. И за полтора года израсходовали еще где-то 350 млрд на борьбу с ковидом: лечение, социальную поддержку и помощь бизнесу».

Экономика и спокойствие москвичей под контролем

«Мы должны найти оптимальное решение, чтобы, с одной стороны, защитить здоровье и жизни людей, а с другой — пасти экономику и психологическое самочувствие тех же самых граждан. На мой взгляд, в Москве удалось выбрать оптимальную модель».

Взаимодействие с частным бизнесом выстраивалось без каких-либо проблем

«Без единой проблемы. Я не помню, чтобы кто-то отказал. По нашей просьбе отправляли самолеты, сами привозили все, что нужно, со всего света».

На поддержку бизнеса уже потратили 100 млрд рублей, но эти меры могут продлить

«На поддержку граждан и бизнеса мы уже потратили около 100 млрд рублей. Это и прямые выплаты, и отсрочка арендных платежей, и налоговые преференции. Если ситуация требует, мы эти меры поддержки продлеваем. И даже кое-что новое вводим, например для общепита: гранты на санитарные меры и оплату коммунальных услуг. Плюс продлили льготную программу кредитования».

QR-коды заметно улучшили ситуацию с ковидом

«Во-первых, на порядок больше стали вакцинироваться, а во-вторых, меньше контактировать. За это время заболеваемость ковидом упала в городе в два раза».

Тотальной проверки выполнения требований о вакцинации 60% работников не будет

«Мы и без тотальных проверок достигли поставленных целей. Подавляющее большинство предприятий выполнили все требования. В целом отрасли, обозначенные в приказе Роспотребнадзора, по вакцинации превысили 60%. Роспотребнадзор будет работать в индивидуальном порядке».

Дети пойдут в школу, но празднование Дня города будет нестандартным

«Мы никакой удаленки не планируем. Что касается Дня города, ярмарки будут работать, но без культурной программы. Сезонную торговлю надо активизировать, чтобы увеличить конкуренцию и притормозить рост цен».

Стратегические проекты города

«Это развитие транспортной системы, здравоохранения, образования, спорта, культуры, общественных пространств. Комплексное обустройство московских улиц и районов. Поддержка экономики и создание качественных рабочих мест. Социальная поддержка людей старшего поколения и других групп москвичей, которым требуется помощь».

Основные доходы столицы — это экспорт, торговля и инновационный бизнес

«В Москве диверсифицированная экономика. Все понемножку. И нефтяники частично. Их поступления сегодня составляют 4–5%. Промышленность тоже дает немного — порядка 7%. А в основном московские доходы — это финансы, услуги, торговля, инновационный бизнес, экспорт. У нас очень устойчивая экономика, связанная с услугами».

Москве удалось уйти от дешевой архитектуры

«За эти годы мы ушли от дешевых безликих «панелей», ушли от застройки в стиле спальных районов, перешли к современной квартальной планировке. Любой проект рассматриваем не как отдельный дом, а в режиме комплексной застройки: жилье, инфраструктура, рабочие места и так далее. Съездите в Новую Москву, посмотрите новые районы. Они же другие, просто другие».

Коммунальная инфраструктура города обновляется

«В Москве нет отрицательного тренда по росту износа коммунальной инфраструктуры. Наоборот, мы потихоньку обновляем ее. Сделать все сразу невозможно. Иначе придется весь город перекопать. Каждый год в сети вкладываются приличные деньги. Но это не бюджетные, а инвестиционные проекты энергетиков, коммунальщиков, газовиков».

Несмотря на то, что машин стало больше — платного въезда в центр не будет

«Пока не планируется. Сейчас нет критичности с дорожной ситуацией».

Общественный транспорт не подорожает

«Мы, наоборот, стараемся снизить плату за поездки по МЦД. Сделали бесплатную пересадку с пригорода на метро, чтобы стимулировать людей пересесть с личных авто. Для нас важнее обеспечить нормальный трафик на дорогах и комфорт поездок в общественном транспорте, даже если это дополнительные расходы бюджета. Хотя, конечно, надо стремиться к тому, чтобы общественный транспорт себя окупал, хотя бы по текущим расходам».

Электросамокаты запрещать не будут

«И от велосипедов у нас тоже много сломанных рук и ног. В общем травматизме самокаты занимают самую маленькую нишу, просто они стали заметными, и пошла волна, что это страшная опасность. Конечно, электросамокаты, которые порой управляются безбашенной молодежью, вызывают дискомфорт. Но такой же дискомфорт для автомобилистов вызывают мотоциклисты и велосипедисты. Это всегда конфликт и его надо регулировать. Давайте вместе анализировать, искать оптимальное решение».

━━━━━

Никита Прунков