«Златокипящая» Мангазея: отправляемся в путешествие к первому заполярному городу России
Представьте, что вы голландец первой половины 17-го века. Вы достаточно богаты, чтобы не разбавлять табак коноплей, но все же не входите в пул торговцев первого уровня, которые наживаются на богатствах побережья Индийского океана.
Поэтому вы ищете себе новые территории, где бы наладить бизнес. Благо, планета в те времена еще огромная и на ней есть множество мест, куда еще не ступала нога европейца. Как минимум, западноевропейца. Север Сибири — одно из таких мест.
У вас есть торговые связи с Новохолмогорами, где вы закупаете пушнину. (Кстати, не надо недооценивать роль мехов. Дома тогда были холоднее, отопления не было, модных синтетических пуховиков на молниях тоже. Так что мех — это не роскошь, а дорогой, но способ выживания). Но как в свое время португальцы не застряли в Индии, откуда, как думали все Средневековье и Античность, шли специи, а пошли дальше, на острова, так и вы думаете поплыть туда, откуда пушнину привозят в уже и так неблизкий для вас Архангельск.
Некоторые поморы соглашаются вас свозить в «Златокипящую», но предупреждают, что путь будет неблизким и опасным. Но вас не испугать. Ведь вы, голландцы, покорили чуть ли не весь мир, вам не страшно ничего. «Сколько?» — спрашиваете вы. «Недель шесть» — отвечают вам, но не поясняют, что это именно пути, а не все время.
Вас пересаживают с вашего современного модного голландского судна на утлый «коч». Он одномачтовый, однопалубный, в нем помещается всего 10-15 человек. Они же и гребцы. Утлый, но зато его можно успеть достать из льда, до того, как корпус треснет. И ваше путешествие начинается.
Недели вы идете вдоль плоских берегов, пересекаете болотистые равнины волоком с помощью оленеводов. Иногда воюете с оленеводами, иногда торгуете. Пересекаете широкие заливы: на попутных ветрах быстро или на веслах медленно. Постоянно увиливаете от огромных льдин.
Через много дней вы подходите к суровой болотистой земле, находите нужное устье, но оно уже замерзло. Тут-то вы и узнаете, что значило «недель шесть». Вы возвращаетесь немного на юг и назад на зимовку в город Пустозерск, в котором даже есть кабак.
Ну как на юг. Когда вы вышли в море, ночь почти не наступала. Солнце не всегда заходило за горизонт, а если и заходило, то небо не успело потемнеть. Казалось бы, рай. Вечное солнце. Но его не хватало, чтобы растопить все льды.
А вот зимой, видимо, начался ад. Холодные ветры, мороз. И тьма. Неделями светило не появляется из-за горизонта.
Спустя 10 месяцев вы вновь выходите в море. Доходите до нужной речки, тянете по ней коч до озера, потом по нему, потом опять тянете, потом пять дней тащите коч по песку меньше полумили. Все это время оленеводы вам не помогают, а нападают на вас. Тут даже есть озеро, которое называется «Озеро мертвых русских».
По плану, после волока, опять надо было тянуть по рекам, но они уже замерзли. Ведь кроме морозов помешал еще лунный цикл. По одной из речек нужно проходить только на приливе, а достаточным уровень воды стал только через несколько дней. Приходится прятать груз, готовить коч к зиме, вставать на лыжи и идти почти тысячу миль вдоль Оби к югу в город Березов. Хорошо, что где-то посередине, в городе Обдорск, уже удалось договориться с другими оленеводами о транспорте на оленьих и собачьих упряжках.
Еще одна зимовка. Потом возвращение к кочу, волок, новые заливы на веслах между льдинами. Еще многие дни в море.
И вот прошло «недель шесть», собственно, в пути и два года в целом. Далеко, непонятно как далеко, на крайнем севере, где даже солнце ведет себя непонятно как, стоит русская крепость с гарнизоном. Храмы. Торговые ряды, причалы и множество дворов. Живущий бурной промысловой и торговой жизнью город. Поморы привезли сюда зерно, свинец, оружие. Забирают пушнину. Вот оно, золото. Хоть и не блестит. Этот город — «Златокипящая» Мангазея. В ней, на краю земли, снова предстоит провести зиму, а потом непонятно сколько лет возвращаться обратно.
Но обратный путь удался лучше. Через три года вы все-таки возвращаетесь в Пустозерск. Допустим, дело было в 1612 году. Конкретно в нем там решили перезимовать англичане. От них вы узнаете, что ваш корабль уже год как ушел из Новохолмогор (которые успели переименовать в Архангельск) домой и вам приходится садиться на хвост англичанам, которые готовы довезти вас за подробный рассказ о путешествии. Больше вы на север ни ногой, несмотря на то, что одна шкурка соболя даже в России равна годовому окладу служилого казака…
Сейчас Мангазеи нет. Она просуществовала всего 70 с небольшим лет и исчезла настолько, что только во второй половине 20-го века ее нашли и перестали сомневаться в ее существовании. Это должно быть нам уроком в свете того, что сейчас по инициативе министра обороны Шойгу заговорили о строительстве новых городов в Сибири.
Мангазея, во-первых, была ориентирована на экспорт ресурса — шкурок соболей. Когда он исчерпался, экономическое обоснование существования города исчезло. Так что надо быть ответственными по отношению к природе, да и только на ресурсах не зацикливаться.
Вторая причина — геополитическая. Из истории уже тогда понимали, что западные европейцы в своих завоеваниях следуют вдоль торговых путей. И, как говорят, разведка стала докладывать царю, что англичане стали проявлять подозрительный интерес к северному пути. Тогда Россия, как сейчас, не могла обеспечить оборону севера, так что безопаснее было просто закрыть путь.
Третья причина — внутриполитическая. Южные пути, контролируемые не относительно свободными поморами, а аристократией-чиновничеством и уже ранее пробившимися купцами и предпринимателями стали вставлять северному городу административные палки в колеса и довольно успешно.
Но опыт — сын ошибок трудных, как писал Пушкин. Если любите современный масскульт, то Локи на этот счет говорил: «Фиаско — тоже опыт». Так что у нас есть опыт освоения неподвластных северов. Да, ушла в небытие Мангазея, хотя 70 лет в те времена в тех местах нельзя назвать неудачей. Но десятки существующих городов и поселков, выживших даже после 90-х, показывают, что успешнее россиян северян нет.
P.S. Исчез и первый русский город за Полярным кругом Пустозерск (основан в 1499). Но окончательно опустел он лишь в 20-м веке. Да и совсем рядом с ним возник Нарьян-Мар. А Обдорск это ныне Салехард.
P.P.S. Вам это все не напоминает фантастику о будущем покорении далеких суровых планет?