Zuma/ТАСС
Zuma/ТАСС

ИГ возвращается? Что известно о группировке, атаковавшей аэропорт Кабула

Афганское отделение «Исламского государства» отличается крайней жестокостью и запутанными отношениями с талибами

После нападения на кабульский аэропорт «Исламское государство» (ИГ — запрещено в РФ) впервые за долгое время снова попало на передовицы мировых СМИ. Как ИГ оказалось в Афганистане и почему теперь его называют ИГИЛ-К? Отвечаем на главные вопросы о группировке, совершившей кровавый теракт в Кабуле.

Почему ИГИЛ-К? Террористы сменили вывеску?

Нет. Дело в том, что кабульский аэропорт атаковали не те же боевики, которые пять лет назад едва не захватили Ирак и Сирию. Теракт — дело рук аффилированной с основной частью ИГ группировки «Вилаят Хорасан». Ее также называют «Исламское государство Хорасана» или «Исламское государство Ирака и Леванта — провинция Хорасан».

В сокращенном варианте это звучит как ИГИЛ-К. Буква «К» появилась из-за прямой транслитерации с английского языка, в котором слово «Хорасан» пишется как «Khorasan».

Как ИГ оказалось в Афганистане?

Группировка действует в стране с 2015 года. Ее основали присягнувшие на верность ИГИЛ выходцы из «Талибана» (запрещен в РФ), его пакистанского родственника «Техрик-е Талибан Пакистан» (ТТП) и ряда других группировок, вроде «Лашкар-е Джангви».

Основная база ИГИЛ-К находится в провинции Нангархар, рядом с основными путями наркотрафика и торговли людьми. Однако группировка имеет спящие ячейки в Кабуле и других провинциях. Она оперирует в приграничных с Афганистаном районах Пакистана.

Кто руководит ИГИЛ-К?

Первым главарем организации был Хафиз Саид Хан, который в разное время был членом как «Талибана», так и ТТП. Но уже в 2016 году он погиб от удара американского дрона.

С тех пор ИГИЛ-К сменила еще пять лидеров — США удавалось ликвидировать каждого в течение года. Нынешний, седьмой по счету — некий Шахаб аль-Мухаджир. Он возглавляет ИГИЛ-К с 2020 года. Информации о нем практически нет. Предположительно, он не афганец, а араб, который раньше сотрудничал с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ).

Какие у них отношения с талибами?

Сложные и запутанные. Официально обе группировки враждуют и имеют глубокие идеологические разногласия. Если упрощать, то исламский проект «Талибана» ограничивается лишь территорией Афганистана, тогда как ИГ претендует на построение «всемирного халифата». Из-за этого террористы ИГИЛ-К считают талибов «недостаточными джихадистами» и критикуют их за ведение переговоров с США.

Однако вражда не мешала ИГИЛ-К сохранять связи и проводить совместные террористические атаки с радикальным крылом талибов «Сетью Хаккани». Ее глава Сираджуддин Хаккани — также заместитель лидера талибов Хайбатуллы Ахундзады. Его дядя Халиль ар-Рахман Хаккани сейчас отвечает за безопасность Кабула.

Какие еще теракты на счету террористов?

Боевики ИГИЛ-К отличаются чрезвычайно жесткими методами и несут ответственность за многие кровавые атаки — террористы нападают на людей в общественных местах, мечетях и даже больницах.

В мае они напали на школу для девочек в Кабуле — в результате теракта погибли по меньшей мере 68 человек. В прошлом году ИГИЛ-К атаковало роддом, проявив при этом крайнее зверство — их жертвами стали медсестры, беременные женщины и новорожденные дети.

Почему они активизировались сейчас?

Вероятно, на это повлияли уход США и резкая смена власти в Афганистане.

На пике своих возможностей в составе ИГИЛ-К насчитывали порядка 3 тыс. боевиков. Однако длительная война на несколько фронтов — против США, афганских войск и талибов — существенно проредила их. В 2017 году американцы сбросили на систему их туннелей «Мать всех бомб» — крупнейший неядерный заряд.

Тем не менее группировке удалось уцелеть. После взятия Кабула талибы освободили множество заключенных из тюрьмы, где содержали террористов. Среди них могли находиться боевики «Аль-Каиды» и ИГИЛ-К, что и вдохнуло новую жизнь в движение.

━━━━━

Виталий Рюмшин