«Третье сентября»: как песня стала мемом, а мем стал «баяном»
Каждый год в начале осени российское интернет-пространство заполняется мемами о песне «Третье сентября», а шансонье Михаил Шуфутинский становится главным героем соцсетей. С момента выхода его легендарного шлягера прошло уже 27 лет, однако композиция ежегодно поднимается на первые строчки на всех музыкальных платформах. Рассказываем историю песни, как она стала мемом и почему шутка так быстро всем надоела.
История песни
Текст песни, которая стала визитной карточкой Шуфутинского, в далеком 1993 году написал Игорь Николаев, за музыкальную составляющую отвечал Игорь Крутой. Николаев признавался, что за датой, упоминаемой в песне, «ничего не стоит», а строчка просто хорошо подошла к музыке.
Сам Шуфутинский сразу отметил магнетизм песни и сказал Игорю Крутому, что обязательно должен ее исполнить, хотя позже сам говорил, что «Третье сентября» местами затянута и излишне драматична. По словам исполнителя, ее текст не основан на какой-то конкретной истории: «Никакого чуда не было: в этот день никто не ссорился, не мирился — это не специальная дата. Всем хотелось бы услышать, что у нас что-то произошло второго, третьего, но нет, у меня ничего не происходило».
Тем не менее через год после выхода песни, 3 сентября 1995 года, у Михаила Шуфутинского родился старший внук. Поэтому для него эта песня могла стать действительно значимой.
Ну а теперь к мемам.
История мема
Все началось в 2011 году, когда сообщество в «ВКонтакте» MDK выложило мем с американским хип-хоп-исполнителем Риком Россом: фото артиста сопровождалось цитатой из припева песни Шуфутинского. Админам паблика показалось, что Шуфутинский и Рик Росс имеют схожие комплекцию, черты лица и бороды.
Мем стремительно набирал обороты, а песня Шуфутинского обрастала множеством каверов. Лучший из них сделали музыкальные продюсеры Beastly Beats, объединив тексты песен Шуфутинского и Росса.
Вскоре третье сентября стало настоящим мемным праздником: пользователи начали ежегодно публиковать тысячи шуток про костры рябин, желтый лист, ну и, конечно, календарь.
Сам Шуфутинский, кстати, к популярности в сети относится положительно и говорит, что о такой масштабной и при этом бесплатной рекламе некоторые артисты могут только мечтать. Артист исполняет свой сентябрьский хит на каждом концерте и уверяет, что его это нисколько не смущает: во-первых, публика просит, а, во-вторых, Шуфутинский полюбил песню с первой ноты, и она действительно ему нравится.
Третье сентября — день прощания…
Однако из народного интернет-праздника третье сентября быстро превратилось в коммерческую историю: дату стали один за другим обыгрывать бренды, и от несмешных креативов уже некуда было подеваться. В 2020-м усталость от песни стала мемом сама по себе: люди начали шутить про то, как их достало третье сентября.
Эту волну подхватили и бренды: например, «Вконтакте» объявила себя «территорией, свободной от шуток о третьем сентября». Записи со строчками из этой песни в ленте новостей отмечались предупреждением «Осторожно: тут про 3 сентября».
Шуфутинский флешмоб поддержал и тоже выложил пост с хэштегом #не3сентября — с самоиронией у Михаила Захаровича проблем точно нет. Несмотря на то, что меньше мемов с каждым годом не становится, в своей оригинальности и юморе они точно остановились.
Особенно надоела песня жительнице Санкт-Петербурга, которая создала электронную петицию с требованием запретить песню Михаила Шуфутинского. Женщина утверждала, что пора прекратить пропаганду вокруг этого дня и распространение мемов в соцсетях и СМИ, посвященных композиции. В Минкульте РФ посоветовали «не запреты инициировать, а перевернуть календарь».
«Он уже не уйдет»
Но это не значит, что скоро все закончится. Доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ Анастасия Николаева объяснила, что мем уже можно считать народным достоянием и он если и потеряет популярность, то время от времени будет всплывать. Николаева уверена, что залогом успеха песни стала дата, к которой привязан мем, а значит он будет цикличным и, как минимум раз в год успешным.
«Я думаю, что он как раз на излете, долго не будет. Даже милейшее существо Ждун уже ушел от нас и сидит где-то в тени и, видимо, там и останется. Но если мем продержался несколько лет, то он уже навсегда не уйдет и может активизироваться», — подвела итог Анастасия Николаева.
━━━━━
Никита Прунков