Талибы готовятся объявить новое правительство. Похоже, теперь Афганистан станет теократией
«Талибан» (запрещен в РФ) в ближайшие дни объявит состав нового правительства. Группировка обсуждала этот вопрос на протяжении двух недель и 31 августа объявила о завершении консультаций. Как будет выглядеть власть в Афганистане еще неизвестно, но многочисленные утечки говорят о том, что талибы ориентируются на Иран — то есть, на теократию. Разбираемся, как это может выглядеть и есть ли в мире еще теократические государства.
Какая форма правления будет у Афганистана?
В 1996-2001 гг., когда талибы впервые захватили Афганистан, страна управлялась Верховным советом. Возглавлял его лидер «Талибана» мулла Омар, который также носил титул «повелителя правоверных». Он должен был консультироваться с советом, но фактически держал в руках всю полноту власти.
В этот раз талибское правительство, похоже, будет выглядеть несколько по-другому.
• 1 сентября афганский телеканал TOLO News со ссылкой на источник в «Талибане» сообщал, что новым главой страны станет нынешний лидер талибов Хайбатулла Ахундзада. Ему достанется роль верховного лидера, тогда как правительство возглавит президент или премьер-министр.
• Другой источник говорил TOLO News, что талибское правительство возглавит сооснователь движения Абдул Гани Барадар. В то же время Ахундзада займется «религиозными вопросами и управлением в рамках Ислама».
• Помимо Ахундзады и Барадара высшие государственные посты могут занять заместители лидера «Талибана» Мохаммед Якуб и Сираджуддин Хаккани, глава политического офиса в Катаре Шер Мохаммед Станикзай и другие.
• Мировые СМИ сравнивают предварительную конфигурацию власти талибов с иранской формой правления. 31 августа телеканалы CNN и News18 передавали, что талибы собираются управлять с верховным лидером во главе государства и подчиняющимся ему верховным советом, в который войдут от 11 до 76 человек.
А как выглядит модель Ирана?
Форма правления в Иране называется «исламской республикой» и считается теократией. В ней проводятся выборы, а в структуре власти присутствуют знакомые нам президент, парламент и судебная ветвь власти. Но есть и серьезное отличие.
• Вся полнота власти в Иране принадлежит Верховному лидеру, который по конституции должен быть факихом — богословом и знатоком исламских законов. Верховный лидер задает основные направления политики, руководит вооруженными силами и разведкой, назначает судей и т.д. Один человек может находиться у власти неограниченное время.
• Президента в Иране можно назвать «лицом» власти, но в реальности он отвечает лишь за экономику страны. Ему подчиняются восемь вице-президентов и 22 министра. Иранский парламент выполняет традиционные для законодательного органа функции. Их контролируют представители Верховного лидера из числа духовенства.
• Парламент сильно ограничивает Совет стражей конституции — аналог верховного суда, состоящий из шести богословов и шести юристов, который следит за тем, чтобы законы соответствовали шариату. Он также проверяет и одобряет кандидатов на выборные должности (президента, депутатов и экспертов).
• В системе власти Ирана есть еще один орган — Совет экспертов. В него входят 86 муджтахидов, которых избирают всеобщим голосованием на восемь лет. Свою очередь они выбирают Верховного лидера из своих рядов. Технически совет может и снять уже действующего главу государства, но таких прецедентов еще не было.
Есть ли в мире другие теократии?
Еще одна известная теократия — Ватикан. Власть там сосредоточена в руках главы католической церкви Папы Римского, но устроена по-другому. Папа Римский не стоит над ветвями власти, как в Иране, а единолично управляет ими в статусе монарха.
Аналогов же иранской модели госуправления в мире до сих пор не было. Таким образом, Афганистан может стать третьей страной с теократической формой правления.
Иногда к теократиям относят и другие мусульманские страны — например, Саудовскую Аравию и Бруней. Однако это не совсем так. Проблемы возникают из-за разницы в понимании термина «теократия». На Западе религиозную и политическую сферы общества четко разделяют, поэтому там к теократиям относят все страны, где религия так или иначе влияет на общественную и политическую жизнь.
В исламской же философии религия, политика и государство неразрывно связаны. В мусульманских странах шариат может быть источником права, а официальные лица могут руководствоваться религиозными нормами в принятии решений — и при этом церковь будет отделена от государства.
Профессор университета Бен-Гуриона в Израиле Мухаммед Аль-Атавнех считает, что страны по типу Саудовской Аравии нельзя однозначно определять как «светские» или «теократические» в западном понимании. Взамен он предлагает называть их «тео-монархиями», подчеркивая смешанность такой формы правления.
━━━━━
Виталий Рюмшин