Валерий Шарифулин/ТАСС
Валерий Шарифулин/ТАСС

Русская тройка: куда несется ЛДПР в 2021 году

За 32 года существования Либерально-демократическая партия почти не изменилась. Как и в 1989 году, у нее остаются только два союзника: «русский вопрос» и Жириновский

13 сентября ЛДПР провела съезд сторонников, приуроченный к окончанию избирательной кампании в Госдуму. Лидер партии Владимир Жириновский буквально ворвался на мероприятие на тройке лошадей, но торжественное появление вскоре обернулось конфузом — животные испугались шумной толпы и застыли на месте, отказавшись везти политика дальше. По этому случаю мы решили вспомнить, какими еще выходками запомнился Жириновский, а заодно разобраться, что такое ЛДПР образца 2021 года.

«Россия, ты одурела!»

История старейшей оппозиционной партии в России берет начало еще в декабре 1989 года — именно тогда в Москве прошло собрание, на котором учредили Либерально-демократическую партию Советского Союза (ЛДПСС). Через два года она получила регистрацию от Минюста, став второй после Демократического союза партией, находившейся в оппозиции КПСС.

Вокруг ЛДПСС, которую позже переименовали в привычную нам ЛДПР, ходило множество пересуд — начиная с того, что партию создавали как спойлер, и заканчивая утверждениями, что ее лидер Владимир Жириновский сотрудничал с КГБ. Ни один из слухов так и не подтвердили, но политический талант Жириновского народ оценил сразу.

Это стало понятно уже во время первых выборов президента РСФСР. Лидер либерал-демократов пошел на них под лозунгом «Хочу поднять русский вопрос!» и сходу занял третье место с 7,8%. На думских выборах 1993 года утрированный национализм ЛДПР и личная харизма Жириновского принесли партии почти 23% голосов и позволили ей занять первое место. Победа жириновцев, которых воспринимали как эпатажных популистов, настолько шокировала общественность, что уже на вечере объявления результатов выборов публицист Юрий Карякин в сердцах произнес свою знаменитую фразу: «Россия, ты одурела!»

Не либеральная и не демократическая

С тех пор националистический популизм стал визитной карточкой ЛДПР. С годами риторика Жириновского становилась все экстравагантнее: он предлагал избавиться от иностранных заимствований в русском языке, вернуть имперский флаг и дореволюционный гимн «Боже, царя храни», запретить все партии и восстановить монархию.

Чем глубже ЛДПР уходила в державническо-монархические дебри, тем больше в глаза избирателя бросалось явное несоответствие между названием партии и идеями, которые она продвигает. Вероятно, это понимают и в самой ЛДПР — В 2012 году партия попыталась снять с себя бирку «либерал-демократов», сделав именно аббревиатуру основным названием.

Впрочем, все попытки ребрендинга заканчивались неудачей, ведь ни рядовые члены партии, ни ее руководство не могли дать ответ на вопрос: «За что борется ЛДПР?» В 2015 году Владимир Жириновский запутался в идеологии своей же партии. Сначала он заявил, что в ней есть «чуть-чуть мировоззрений» консерваторов, либералов и левых, после объявил партию центристской, а затем пустился в пространные рассуждения о гермафродитах: «Мы не левые и не правые. А какие? Это сложно. Когда не мужчина и не женщина. Что это? Это гермафродит. Интересно, но не практично. Так и здесь».

Позже его позиция стала чуть более определенной. В 2018 году Жириновский решил «подчеркнуть патриотическую направленность» ЛДПР, пообещав переименовать ее в «Легендарную державную партию России». Думская фракция же, по его мнению, должна была называться «монархической». Однако, несмотря на все обещания, смены вывески так и не произошло. ЛДПР и по сей день продолжает ассоциировать себя с либерал-демократами.

«Быстрая русская птица-тройка»

Отсутствие прочного идеологического фундамента ЛДПР всегда компенсировала харизмой и энергией Владимира Жириновского. Этого не хватало для повторения успеха 1993 года, но помогало ЛДПР оставаться на плаву, стабильно занимая третье место.

За долгую политическую карьеру на счету Жириновского скопилось множество удачных и не очень удачных выходок. Лидер ЛДПР сделал себе имя провокационными высказываниями и драками с оппонентами, а с появлением интернета он закономерно стал источником мемов.

75-летний политик пытается в одиночку тащить за собой всю партию и сегодня, но делать это ему становится все труднее. В 2021 году публика все меньше воспринимает остроты Жириновского, а вместо задорной драки лидер ЛДПР может щегольнуть разве что спущенными штанами.

Из-за чрезмерной опоры на Жириновского за 32 года в ЛДПР так и не появилось других ярких альтернатив. Сама партия тоже не приобрела субъектность, буквально сросшись с личностью своего лидера. Политологи уже давно называют ее «вождистской» и предрекают если не распад, то острый кризис в случае ухода Жириновского.

Жириновский тоже не устает подчеркивать свое незаменимое положение, используя для этого образ «русской тройки» с собою в качестве возницы. Правда, роль кучера ему не очень-то удается. В 2012 году ЛДПР выпустила рекламу к президентским выборам, в которой Владимир Вольфович нещадно стегал запряженного в сани осла. Несмотря на все старания, животное так и не сдвинулось с места, и Жириновский объяснил это отсутствием у него удалой тройки лошадей.

13 сентября 2021 года лидер ЛДПР все-таки обзавелся собственной тройкой, въехав на ней в ВТБ-арену, где проходил съезд сторонников партии. На сайте ЛДПР его посыл описали так: «ЛДПР — это быстрая русская птица-тройка, на которой Россия помчится в будущее». Реальность оказалась куда прозаичнее: как и упрямый ослик до них, кони встали на месте, наотрез отказавшись везти Жириновского к месту назначения.

Сравнив ЛДПР со стоящей на месте тройкой лошадей, Жириновский невольно дал ей весьма точную характеристику. Партия остается такой же, какой она была в 1989 году: не либеральная, не демократическая, не самостоятельная и неспособная увезти будущее ни себя и ни страну.

━━━━━

Виталий Рюмшин