Ehimetalor Akhere Unuabona/Unsplash
Ehimetalor Akhere Unuabona/Unsplash

Демократия в кризисе: почему все больше людей разочаровываются в ней?

Индекс свободы в мире уменьшается 15 лет подряд. Локомотивом этого стал, как ни странно, Запад

15 сентября отмечают международный день демократии. Праздник проводится с 2008 года — Генассамблея ООН приурочила ко дню подписания Всеобщей декларации по демократии в 1997 году. По задумке, он должен был способствовать продвижению демократических принципов в мире. Однако с каждым годом у человечества становится все меньше свобод, а число по-настоящему демократических государств неуклонно сокращается. Разбираемся, какой путь прошла демократия, почему сегодня все говорят о ее кризисе и возможно ли построить идеальную демократию в принципе.

Как демократия распространилась по всему миру?

Демократии были известны человечеству с самых ранних этапов его развития. Некоторые исследователи — например, социолог Раймонд Гэстил — находили элементы народовластия еще в первобытных обществах. Окончательную же форму термин «демократия» обрел в Древней Греции.

Долгое время демократии подходили только для сравнительно небольших общин: греческих полисов, итальянских городов-государств, славянских вечевых республик и т.д. Как правило, демократии были прямыми, то есть горожане непосредственно участвовали в принятии решений. Избежать управленческого хаоса помогал жесткий избирательный ценз, ограничивавший право голоса свободными мужчинами.

Создать по-настоящему крупные республики получилось только у европейцев на рубеже XVIII-XIX вв. Именно они придумали представительную демократию с парламентом и системой сдержек и противовесов, которая решала проблему масштаба.

В XIX-XX вв. либерально-демократический проект прошел большой и тернистый путь. Настоящий триумф ему удалось одержать только с распадом социалистического блока и окончанием холодной войны в 1980-1990-х гг. Именно тогда демократия стала самой распространенной формой правления не только в Европе, но и на Земле.

Почему все говорят о кризисе демократии?

В начале XXI века демократический проект неожиданно для всех столкнулся с ростом недовольства. Причем это коснулось не только переходных посткоммунистических режимов, осознавших, что демократия не панацея от всех проблем, но и традиционно демократических западных государств.

Американская правительственная НКО Freedom House отмечает, что индекс глобальной свободы падает уже 15 лет подряд. По ее данным, в 2020 году в мире было 82 свободных государства, 59 частично свободных и 54 несвободных. За прошлый год показатели ухудшились в 42 странах, в том числе и США (за 10 лет они потеряли 11 баллов из 100). Индия потеряла статус «свободной страны», после чего в демократиях стало жить менее 20% населения планеты.

Опрос Кембриджского университета, проведенный в 2019 году, показал, что глобальное недовольство демократией достигло «исторически высокого уровня». Всего с 1990-х гг. показатель вырос с 48% до 57,5%. Причем хуже всего дела обстоят в западных странах. В Британии с 2005 года число разочарованных выросло с 33% до 61%, а в США — с 25% до 50%.

Со второй половины 2010-х гг. Запад накрыла волна популизма, в результате которой к власти пришли Дональд Трамп (США), Виктор Орбан (Венгрия), Борис Джонсон (Британия) и т.д. Институт глобальных стратегических исследований японской компании Mitsui & Co. выяснил, что наибольшую поддержку популисты получают в странах Восточной и Южной Европы. Если старшее поколение предпочитает правых популистов, играющих на ностальгии о «старых добрых временах», то молодежь покупается на левую риторику перераспределения богатств.

Почему это происходит?

Чаще всего кризис демократии связывают с ростом социального расслоения в мире из-за глобализации. Лучше всего это демонстрирует график экономистов Кристофа Лакнера и Бранко Милановича (также известный как «кривая-слон» из-за схожести с фигурой животного), который показывает распределение глобального роста доходов между разными долями населения в 1988-2008 гг.

Лакнер и Миланович пришли к выводу, что больше всего от глобализации выиграли мировой средний класс (20%-65% — соответствует населению развивающихся стран) и 1% самых богатейших людей на планете. При этом доходы высшего среднего класса (80-90% — население развитых стран) за 20 лет стагнировали. Интерпретаторы «кривой-слона» считают, что именно обделенный высший средний класс стал двигателем популизма.

Рост недовольства демократиями также объясняют действиями западных правительств, которые сами дают избирателям поводы сомневаться в своем профессионализме. Чаще всего им в вину ставят спорные войны на Ближнем Востоке, мировой экономический кризис 2008 года и плохой ответ на пандемию COVID-19.

На фоне этого авторитарные режимы, вроде Китая, лучше справляются с кризисами, продолжают демонстрировать высокие темпы роста экономики и пользуются поддержкой граждан. Из-за этого все больше людей убеждаются в том, что демократия порождает некомпетентное руководство.

В 2000 году британский социолог Колин Крауч описал происходящее на Западе концепцией «пост-демократии» — общества, где сохраняются внешние признаки демократии, но принцип народовластия подменяется властью узкого круга элит.

В качестве признаков «пост-демократии» Крауч называл эрозию классовой идентичности, политическую апатию, рост влияния корпораций путем лоббирования интересов, стирание различий между партиями и, как следствие, усиление роли политтехнологов, превращающих выборы в профанацию.

Возможна ли идеальная демократия?

Современная модель демократии очевидно страдает от множества недостатков, которые и предопределили ее кризис. Возникает закономерный вопрос: а можно ли ее исправить? И если можно, то как?

Ответ на этот вопрос дал лауреат Нобелевской премии экономист Кеннет Эрроу в 1951 году, сформулировав «Теорему невозможности», которую также называют «Парадоксом невозможности демократии».

По ней, идеальная демократия должна соответствовать пяти критериям: 1) отсутствие диктатора; 2) монотонность; 3) универсальность; 4) нейтральность; 5) независимость от посторонних альтернатив. Эрроу выяснил, что ни одна избирательная система, допускающая выбор из трех и более альтернатив, не может удовлетворять всем требованиям — следовательно, демократия неспособна объективно отражать волю народа.

И здесь кроется главная проблема — нельзя заставить работать то, чего не существует даже в теории. А значит, если люди хотят жить в свободном обществе, то им придется выбирать меньшее из зол.

━━━━━

Виталий Рюмшин