Фото: PxHere
Фото: PxHere

Музыка Моцарта «успокаивает мозг» людей с эпилепсией

Ученые из США подтвердили, что соната для двух фортепиано ре мажор K448 Вольфганга Амадея Моцарта стимулирует лобные доли и предотвращает эпилептические припадки

В нашем мозгу есть лобные доли — они отвечают за эмоциональное восприятие. Ученые выяснили, что соната для двух фортепиано ре мажор K448 Вольфганга Амадея Моцарта стимулирует лобные доли больных эпилепсией и таким образом подавляет симптомы и предотвращает припадки. Но есть один момент — мы не знаем, как она это делает.

«Эффект Моцарта»

«Эффект Моцарта», как его потом назвали, начали плотно исследовать еще в 1993 году. Тогда ученые обнаружили, что у людей, которые 10 минут слушали сонату K448, улучшились навыки пространственного мышления — они быстрее решали головоломки-лабиринты.

Оказалось, лечебный эффект произведений Моцарта не заканчивается на головоломках. Ученые, зная о терапевтической пользе сонаты, провели эксперимент и обнаружили у музыки композитора новое медицинское свойство — она помогает пациентам с эпилепсией.

Ученые провели исследование с участием 16 пациентов, страдающих эпилепсией — восемь женщин и восемь мужчин со средним возрастом 44 года.

Все они плохо реагировали на традиционное медикаментозное лечение.

Это не редкость. Эпилепсией страдает около одного процента населения Земли, и треть из них из-за особой формы этого заболевания не реагирует на лекарственные препараты, поэтому ученые постоянно ищут новые методы лечения.

Как соната предотвратила припадки у пациентов?

Ученые включали пациетам сонату Моцарта и замеряли активность их мозга при помощи электроэнцефалограммы — не просто надевали на голову шапочки с датчиками, а вживляли электроды в мозг.

Когда больные слушали произведения Моцарта, в их мозгу уменьшались всплески активности нейронов. Именно эта активность нейронов опасна — она может привести к припадкам.

Даже 30-90 секунд прослушивани музыки хватало, чтобы количество всплесков электрической активности мозга снижалось в среднем на 66,5%. Больше всего активность снижалась в правой и левой лобных долях головного мозга — эти участки регулируют эмоциональные реакции.

Вот эта самая соната для двух фортепиано ре мажор K448 Вольфганга Амадея Моцарта. Предлагаем послушать и прислушаться к своим ощущениям.

Только музыка Моцарта так влияет на сознание?

В своем эксперименте ученые изучали влияние на мозг пациентов музыки разных жанров, не только Моцарта — и классических композиторов, и современных музыкантов.

В выборку также вошли Йозеф Гайдн, Рихард Вагнер, певец Бадди Холли, а также группы Judas Priest и Nickelback, но только музыка Моцарта вызвала такой эффект.

Произведения Гайдна вообще сработали в обратную сторону и увеличили число всплесков активности нейронов на 45%.

Как это работает?

Ученые не знают точно, но есть предположения.

Сначало исследователи думали, что это обычный эмоциональный эффект от прослушивания музыки — в мозгу выделяется нейромедиатор дофамин.

Но «эффект Моцарта» нельзя объяснить выбросом дофамина — пациенты не были ценителями музыки, и даже сами говорили, что произведения Моцарта им безразличны.

Поэтому ученые предположили, что дело может быть в особом построении композиции Моцарта, и решили свою гипотезу проверить.

Дело оказалось в длительности фрагментов

С помощью машинного обучения и метод поиска музыкальной информации ученые разбили сонату на сегменты. Это помогло — оказалось, что лечебный эффект усиливается при переходах между более длинными музыкальными фразами, которые длились 10 секунд и более.

Такие фразы вызывали ожидание и создавали интригу. Возможно именно долгое чувство предвкушения и ожидания, а затем неожиданный ответ на него вызывали у слушателя положительный эмоциональный отклик. Но для того, чтобы точно понять работу этого механизма, необходимы дальнейшие исследования.

Теперь ученые намерены найти и другие произведения с похожей структурой, которые могут оказывать положительное влияние на пациентов с эпилепсией и другими заболеваниями.

Теперь у нас гораздо больше вопросов, чем ответов. Но, знаете ли, это обычное дело для большинства исследований, верно? Мы хотим повторить эксперимент на более широкой группе субъектов в течение длительного периода времени, чтобы действительно доказать себе, что это происходит

Роберт Куон, Ведущий автор исследования