FOCKE STRANGMANN/EPA/ТАСС
FOCKE STRANGMANN/EPA/ТАСС

СДПГ победила на выборах в Германии. Но только формально

Впереди грядут тяжелые переговоры по формированию правительства. И, возможно, немцы встретят 2022 год еще при Меркель

В Германии завершилась самая непредсказуемая за последние годы избирательная кампания. Социал-демократы одержали победу впервые за 16 лет, а партия Меркель потерпела сокрушительное поражение. Тем не менее результаты голосования оставили больше вопросов, чем ответов, ведь они не прояснили главный вопрос: кто возглавит страну после Ангелы Меркель? Объясняем, почему борьба за власть в Германии только начинается и когда мы наконец услышим имя нового канцлера.

Как закончились выборы?

Первое место с незначительным отрывом заняла Социал-демократическая партия (СДПГ), набравшая 25,7% голосов. Для нее это первая победа на федеральных выборах с начала 2000-х гг., когда партию возглавлял Герхард Шрёдер. На прошлых выборах в 2017 году СДПГ набрала чуть больше 20%.

Блок Христианско-демократического союза и баварского Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), от которого баллотировалась Ангела Меркель, занял второе место с 24,1%. Для консерваторов результаты выборов оказались полной катастрофой — их поддержка впервые в истории опустилась ниже 30%. ХДС проиграл выборы в Северном Рейне-Вестфалии (родном округе своего лидера Армина Лашета) и в округе Мекленбург, где с 1990 года постоянно побеждала Меркель. ХСС получила в Баварии чуть больше 30%, вместо 50-60%, показав худший результат с 1949 года.

«Зеленые» получили рекордные 14,8%, став главной сенсацией нынешних выборов. Вместе со Свободной демократической партией (СвДП), за которую проголосовали 12% избирателей, они стали главными выгодоприобретателями голосования.

Наследники компартии ГДР «Левые» не преодолели 5% барьер, хотя раньше за них стабильно голосовали 8-11% избирателей. Несмотря на это, им удалось провести в Бундестаг почти 40 депутатов по округам. Позиции ультраправой «Альтернативы для Германии» (АдГ) также ухудшились с 12% до 10%.

Битва продолжается

Результаты выборов не дали окончательного ответа на главный вопрос — кто будет преемником Меркель. Немецкая политическая система устроена так, что занявшая первое место партия не получает автоматического права на формирование правительства. Вместо этого прошедшие в Бундестаг силы должны сами договориться о формировании правящего большинства. Из-за этого в истории происходили случаи, когда победившая партия оказывалась не у дел.

ХДС/ХСС и СДПГ пересекли финишную черту практически нос к носу. Обе партии уже заявили о притязаниях на канцлерство и дали понять, что не намерены возрождать «Большую коалицию», которая правила в Германии последние годы.

Лидер социал-демократов Олаф Шольф заявил, что правительство должна сформировать его фракция, одержавшая победу на выборах. По его словам, партнерами СДПГ по коалиции могут стать «Зеленые» и СвДП: «Граждане определили четкий мандат — эти три партии должны войти в следующее правительство. ХДС/ХСС не должны быть там, они обязаны уйти в оппозицию».

Примерно то же самое сказал и глава консерваторов Армин Лашет — несмотря на поражение, он все еще надеется переиграть оппонентов и получить заветное кресло канцлера. «Мы все поставим на то, чтобы сформировать правительство под руководством ХДС/ХСС», — заявил он. В его партии также сказали, что рассматривают вариант коалиции с «Зелеными» и СвДП.

Для немцев наиболее предпочтительным канцлером остается Шольц. Персональные рейтинги лидера СДПГ намного превышают рейтинги его оппонентов, а примерно половина избирателей признались, что проголосовали за социал-демократов именно из-за Шольца. В тоже время Лашет не только пользуется низкой популярностью, но и сталкивается с жесткой критикой со стороны однопартийцев, которые обвиняют его в провале на выборах.

Переговоры по правительству, похоже, затянутся

Сложившаяся после выборов ситуация предвещает всем политическим силам долгие и мучительные переговоры. Ни ХДС/ХСС, ни СДПГ не смогут получить большинство без коалиции с несколькими малыми партиями. Поэтому судьба будущего коалиционного правительства будет зависеть от того, чью сторону займут либералы и «Зеленые».

«Зеленые» традиционно тяготеют к СДПГ, а СвДП — к ХДС/ХСС. Однако обе партии предпочли оставить пространство для маневра и не отдавать явного предпочтения никому. Кроме того, между ними сохраняются серьезные разногласия — в 2017 году из-за них сорвались переговоры о коалиции с ХДС/ХСС. В этот раз они изъявили желание провести предварительные консультации, прежде чем идти на сделку с одной из крупных сил.

Все силы готовятся к затяжным переговорам. Шольц хочет завершить их до Рождества (25 декабря), чтобы «Меркель не пришлось выступать с еще одним новогодним обращением». Но с учетом сложности ситуации этот прогноз можно считать оптимистичным. В прошлый раз Меркель понадобилось больше полугода, чтобы сформировать правительство — и эта ситуация может повториться.

Экономист Карстен Бжески считает, что в декабре Меркель еще будет оставаться на своем посту. «Есть риск того, что все снова закончится "Большой коалицией", которую никто не хочет видеть. Или даже внеочередными выборами, если все зайдет в тупик, что невообразимо для Германии. Но такую возможность нельзя полностью исключать», — сказал он в интервью телеканалу CNBC.

Какой расклад предпочтительнее для России?

Тема сближения Германии и России не слишком популярна в немецком политическом истеблишменте. Фактически за это выступают только АдГ и «Левые», которые не попадут в правительство при любом раскладе.

В таких условиях кандидатуры Шольца и Лашета на пост канцлера одинаково удобны для Москвы. Оба политика позиционируют себя как продолжатели курса Меркель, поэтому они вряд ли начнут вести жесткую политику в отношении России.

Единственным риском для Москвы остается возможное вхождение в правительство «Зеленых», которые известны непримиримой позицией по отношению к РФ и «Северному потоку — 2». Поэтому идеальным сценарием было бы возрождение «Большой коалиции» социал-демократов и консерваторов без сторонних сил.

━━━━━

Виталий Рюмшин