Почему экранизировать видеоигры так тяжело?
27 сентября студия Naughty Dog и телеканал HBO представили первый кадр из экранизации видеоигры The Last of Us, режиссером которой стал Кантемир Балагов. Это ожидаемый проект, но радоваться его выходу преждевременно: за десятки лет и сотни попыток кинокомпаниям редко удавалось сделать из видеоигр хорошее кино, а критики неустанно ставили плохие оценки подобным работам. В связи с этим мы решили разобраться, почему игры так сложно экранизировать, а заодно вспомнили несколько достойных и несколько провальных фильмов, снятых по ним. Начнем с того, что смотреть не стоит.
Несколько неудачных экранизаций
«Кредо убийцы»
Рейтинг на «КиноПоиске»: 6/10.
Рейтинг на IMDb: 6/10.
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 2/10.
В 2016 году мир увидел экранизацию Джастина Курзеля на культовую игру Assassin's Creed. Первые отзывы фанатов были положительными, однако позже критики не оставили фильму никаких шансов. Журналист Оуэн Глейберман из Variety назвал работу «видеоигровым шлаком», которому респектабельности придавал лишь Майкл Фассбендер, исполнивший главную роль. Другие критики называли фильм «бредовым бессвязным боевиком», а блогеры утверждали, что если он и был увлекательным, то только частями: «Затащите главного героя в анимус и оставьте в прошлом — там происходят по-настоящему интересные вещи. Есть ли хоть одна игра Assassin's Creed с Дезмондом Майлсом на обложке, потому что происходящее в настоящем времени интересно? Нет».
«Варкрафт» (2016)
Рейтинг на «КиноПоиске»: 8/10.
Рейтинг на IMDb: 7/10.
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 3/10.
Фильм Данкана Джонса по легендарной игре WOW хоть и получил позитивные оценки от геймеров, для большинства зрителей (не игравших в РПГ) показался пустышкой. Автор Vox Питер Судерман считает, что у режиссера была возможность подробно рассказать историю игрового мира, объяснить сложность стратегии и показать то, чего порой очень не хватает компьютерным играм — развернутого сюжета, эмоций и драматургии. Однако сделать этого Джонс не сумел: по мнению Судермана, фильм погубил фан-сервис (попытка угодить фанатам) и нежелание команды заинтересовать нового зрителя, плохо знакомого с миром «Варкрафта».
«Один в темноте» (2005)
Рейтинг на «КиноПоиске»: 3,2.
Рейтинг на IMDb: 2,4.
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 1/10.
Немецкий режиссер Уве Болл печально известен благодаря плохим экранизациям компьютерных игр — в его послужном списке можно найти «Постал», «Бладрейн», «Фар Край» и др. Объединяет все эти картины то, что они получили крайне низкие оценки у критиков и во многом дискредитировали сам жанр фильмов по видеоиграм. Главное «творение» Болла — фильм по серии хоррор-игр Alone in the Dark («Один в темноте») — полностью убил атмосферу первоисточника и был разгромлен как фанатами, так и критиками.
В чем проблема этих и других фильмов по играм?
Игры — медиум, который сложно адаптировать. В видеоиграх человек играет активную роль и сам влияет на сюжет, тогда как в фильмах ему отводится пассивная роль зрителя. Именно это усложняет процесс адаптации одного формата под другой. Лишившись возможности взаимодействовать с виртуальным миром, зритель остается только с самыми базовыми элементами, которые режиссер перенес из игры в фильм — красивой графикой и линейным сюжетом. Но для создания по-настоящему хорошей картины этого недостаточно.
Сюжеты даже самых кинематографичных игр не подходят для прямого переложения на экран: сценарии игр зачастую плохо написаны, а персонажи недостаточно проработаны. Одни игры не имеют сюжета вовсе, другие — «цепляют» не сюжетом, героями или сеттингом, а геймплеем и другими фишками. Это оказывается проблемой для киноделов: без должных доработок игровые сюжеты часто остаются избитыми и наивными. К тому же при съемках полнометражной картины перенести то, за что геймеры полюбили игру, оказывается не так просто. Попытки «объять необъятное» и по максимуму напичкать фильм содержимым игры тоже могут привести к плачевным результатам: так произошло в «Варкрафте», где перенасыщенность деталями и сюжетными линиями перевесила раскрытие персонажей и грамотный сторителлинг.
Рецепта идеального фильма по компьютерной игре не существует. Поэтому «выстреливают» совершенно разные фильмы: адаптации, которые прислушиваются к чаяниям фанатов, как «Соник», или стилизуют видеоигру под более понятный кинозрителю жанр — например, криминальную историю, как «Детектив Пикачу».
Несколько неплохих экранизаций
«Обитель зла» (2002)
Рейтинг на «КиноПоиске»: 8/10.
Рейтинг на IMDb: 7/10.
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 4/10.
Режиссер Пол У. С. Андерсон снял эталонный фильм жанра survival horror. Вдохновившись экшенами Джеймса Кэмерона и зомби-фильмами Джорджа Ромеро, Андерсон (вместе с будущей женой Миллой Йовович в главной роли) создали яркую и динамичную картину, которая «зашла» как фанатам игры, так и тем, кто первый раз видел словосочетание Resident Evil.
«Сайлент Хилл» (2006)
Рейтинг на «КиноПоиске»: 7/10.
Рейтинг на IMDb: 7/10.
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 3/10.
Критики встретили картину неоднозначно, но на сегодняшний день она считается практически классикой хорроров. Режиссеру фильма Кристоферу Гансу удалось прочувствовать атмосферу игры и снять по-настоящему достойное кино по ее мотивам. Ганс не пытался адаптировать историю до мелочей, он создавал свой пугающий мир «Сайлент Хилл», вдохновляясь игрой. В отличие от большинства коллег, режиссер не «заигрывал» с фан-сервисом и не боялся экспериментировать, что сделало картину коммерчески успешной. Сиквел фильма, снятый Майклом Бассеттом шесть лет спустя, смотреть не рекомендуем — не портите впечатления от первой части.
«Смертельная битва» (1995)
Рейтинг на «КиноПоиске»: 8/10.
Рейтинг на IMDb: 6/10.
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: — /10
Еще один фильм Пола У. С. Андерсона — экранизация одного из самых популярных в мире файтингов Mortal Kombat. Фильм не был перегружен сюжетными твистами и в целом имел простейший сюжет. Вся картина состоит из боевых сцен и представляет собой идеальную адаптацию незамысловатой, но очень увлекательной игры в такое же легкое, но интересное кино.
━━━━━
Никита Прунков