NordWood Themes/Unsplash
NordWood Themes/Unsplash

YouTube начал удалять дезинформацию о вакцинах. И спровоцировал новые дискуссии о цензуре

Сторонники действий платформы считают, что она должна была расширить запреты еще раньше. Их оппоненты опасаются, что все выходит из-под контроля

29 сентября YouTube обновил гайдлайны сообщества и запретил пользователям публиковать видео, в которых ставится под сомнение эффективность вакцин. На платформу в очередной раз обрушилась волна критики — ее обвиняют в политической цензуре и стремлении заткнуть рот всем несогласным. Разбираемся, какой контент попал в черный список YouTube и почему запреты в интернете вызывают столько споров.

Почему YouTube расширил запреты?

Видеохостинг пошел на такой шаг в рамках кампании против дезинформации о COVID-19.

«Мы стабильно видим, как комментарии о вакцинах от коронавируса превращаются в дезинформацию о вакцинах в целом, и сейчас мы находимся в точке, где расширение начатой нами работы с COVID-19 и другими вакцинами становится как-никогда важным», — заявило руководство YouTube, объясняя причины расширения списка запретов.

Теперь на YouTube нельзя говорить, что вакцинация чревата смертью, неэффективна по предотвращению распространения COVID-19, ослабляет иммунитет от других заболеваний и т.д. Под запрет попали и теории заговора о том, что с помощью вакцинации хотят сократить население Земли и чипировать людей.

За нарушение правил платформа грозит перманентным баном аккаунтов. Правила будут распространяться на все действующие вакцины (против коронавируса и не только), которые одобрила ВОЗ и национальные регуляторы.

После публикации новых гайдлайнов YouTube сразу же начал разбираться с нарушителями. Одними из первых «жертв» стали американские активисты Шерри Тенпенни и Джозеф Меркола. Тенпенни утверждала, что вакцины якобы подключают людей к сотовой связи. Меркола же пропагандировал альтернативную медицину.

Блокировкам предшествовало давление со стороны активистов и политиков, критиковавших платформу за недостаточную работу по борьбе с дезинформацией о пандемии. Среди них был и президент США Джо Байден — в июле он возложил на медиаплатформы ответственность за нежелание людей вакцинироваться.

В прошлом году YouTube ввел аналогичный запрет на публикацию материалов с дезинформацией о COVID-19. Позднее он дополнился контентом, противоречащим «экспертному консенсусу» и местных органов здравоохранения и ВОЗ в отношении вакцин. С февраля 2020 года компания удалила свыше 1 млн подобных видео.

Схожие меры предпринимают и другие площадки — например, Twitter и Facebook. В сторону последнего звучит много критики из-за того, что руководство компании недостаточно жестко борется с дезинформаторами.

Как на это отреагировали?

Любой шаг IT-гигантов, который направлен на блокировку распространения информации (даже вредной), неизбежно приводит к началу ожесточенных споров о цензуре и свободе слова. И решение YouTube не стало исключением.

Многие встретили новости о расширении списка запрещенного контента позитивно и призвали другие компании последовать примеру YouTube. Глава американского Центра по борьбе с ненавистью в интернете Имран Ахмед написал в Twitter: «Сегодня YouTube предпринял меры против многих представителей "дезинформационной дюжины". Но на них по-прежнему подписаны 6,4 млн людей в Facebook и Instagram. Facebook остается пристанищем опасной антиваксерской лжи».

Журналист Брайан Счотт заявил, что YouTube ввел ограничения несвоевременно: «Хорошие новости, но это сделали немного поздно. Они могли сделать это еще раньше, но не стали, потому что побоялись навредить прибыли».

Однако теперь YouTube сталкивается с новой волной критики — на этот раз с правого фланга. Консерваторы, которые больше всего страдают от ограничительной политики, видят в решении платформы не что иное, как расширение политической цензуры.

«Это ударит [по YouTube] бумерангом: цензура порождает недоверие. Вспоминается, как в прошлом году Big Tech цензурировали гипотезу об утечке [COVID-19] из лаборатории. У общественности нет причин доверять их суждениям в отношении истины», — отметил писатель и бывший предприниматель Вивек Рамасвами.

В свою очередь журналист Гленн Гринвальд раскритиковал либеральных деятелей, которые поддержали шаги YouTube: «Просто последний эпизод в бесконечной линии, доказывающий, что ведущие агитаторы за расширение цензуры — работники корпоративных СМИ. Они не просто одобряют гигантскую волную цензуры. Они злятся, если запреты не расширяются».

Почему ограничения вызывают такие споры?

Споры о волне цензуры со стороны IT-гигантов ведутся с начала года. Их действия ставились под сомнение и раньше, — например, во время погромов BLM, когда Twitter не удалял призывы либеральных активистов «жечь города». Но настоящая буря развернулась после удаления экс-президента США Дональда Трампа из всех соцсетей после штурма Капитолия в январе 2021 года.

Ситуация оказалась настолько неоднозначной, что вышла за пределы США и породила волну дискуссий во всем мире. И общественность так и не пришла к однозначному мнению насчет массовых интернет-блокировок. Сторонники действий Big Tech приводят следующие аргументы:

• Соцсети имеют право фильтровать контент. Медиаплатформами владеют частные компании, поэтому они могут устанавливать собственные правила модерации и решать, какой контент может у них появляться.

• Компании выполняют общественно полезную работу. Антиваксеры и COVID-диссиденты распространяют заведомо вредную информацию — в условиях пандемии она становится особенно опасной и может привести к смертям людей и нанести непоправимый вред обществу. Остановить поток дезинформации можно только чрезвычайными мерами, и без цензуры тут не обойтись.

Их противники в ответ утверждают, что запреты корпораций могут только ухудшить ситуацию со свободой слова. Сейчас их действия никто не контролирует, а цензура на площадках затрагивает не только COVID-19:

• IT-гиганты получили слишком большую власть. Они фактически взяли контроль над всем информационным полем в интернете. Компании сами решают, что люди могут видеть, а что — нет. При этом их правила зачастую размыты и непрозрачны — непонятно, кто очерчивает границы дозволенного и по какому принципу определяется правдивость информации.

• Корпоративная цензура вышла за рамки борьбы с COVID-19. Вместе с настоящими дезинформаторами под каток попадают представители правого политического крыла и другие люди, которые не нравятся либеральной общественности. Кроме того, компании включают в черные списки темы, которые никак не затрагивают коронавирус — например, запрет сомневаться в итогах выборов в США и Германии на YouTube.

━━━━━

Виталий Рюмшин