Jan Kahánek/Unsplash
Jan Kahánek/Unsplash

«Дети любят шутки и справедливость»: учителя разных поколений о своей работе

«Они часто видят учителя как некое мифическое существо, живущее в школе. А есть ли у него дом, питается ли он?»

5 октября в России отмечают День учителя. Мы поговорили с тремя педагогами с разным стажем — двухмесячным, 15-летним и 33-летним — и задали им одинаковые вопросы. Они рассказали о начале профессионального пути, выгорании и о том, поменялось ли их отношение к работе спустя годы.

Как вы пришли в профессию?

Мария Мануйлова, стаж 2 месяца

Я окончила журфак в Москве. У меня были отличные преподаватели по русскому языку и литературе — на парах мы так интересно разбирали произведения, что я подумала, как бы было здорово рассказывать их так детям. После завершения учебы жизнь пошла наперекосяк — с работой не срослось, и пришлось вернуться в Ангарск, чтобы все обдумать.

Я встретилась со своим бывшим директором, и она спросила, чем бы мне хотелось заняться. Думая, что терять нечего, ответила: «Поработала бы учителем!» В итоге я окончила профильный полугодовой курс и получила второе педагогическое образование. Ставок на то, что дети меня будут слушать в силу молодости, не было. Больше хотелось поддержки и внимания со стороны руководства. Но в итоге тебя делают козлом отпущения и скидывают все рабочие задачи, которые отказались взять на себя опытные учителя.

Мария Шабанова, стаж 15 лет

У меня в семье педагогическая династия: мама, двоюродная бабушка, тетушка — все учителя. По сути, я росла в школе с ранних лет. И еще тогда я определила свою судьбу. После девятого класса пошла в колледж на учителя начальных классов. Окончив его, начала преподавать, параллельно получая высшее образование.

Когда впервые пришла в школу учителем, для меня профессия открылась совсем с другой стороны. Ведь ты встречаешься с живыми детьми и родителями — это совершенно разные судьбы. И для каждой нужен подход.

Галина Ахтиманова, стаж 33 года

Мне было 19 лет. Я пришла работать в школу старшей пионервожатой в Саранске, была еще такая должность. Пока вела уроки, оканчивала заочно университет. Когда я только пришла, то ждала восторга от общения с детьми. Всегда была на позитиве и стремилась к творческой работе. Когда ты молод, то не чувствуешь усталости. Человеку свойственно искать позитив, иначе зачем жить?

Я пошла по всем карьерным ступенькам: вожатая, учитель, завуч, директор школы. Но 11 лет назад переехала в Москву и снова стала учителем. В столице совсем другие возможности, высокая зарплата и оборудование.

Что больше всего нравится в работе? А что расстраивает или раздражает?

Мария Мануйлова, стаж 2 месяца

Больше всего я люблю общение с детьми. Они настолько удивительные! Главное — дать им возможность раскрыться. Не говорить им, что это — неправильно, а это — правильно. Незабываемое ощущение, когда они смотрят на тебя как на взрослого, а по факту — ты такой же ребенок, как и они.

Раздражает бесконечная проверка тетрадей и неравные условия, когда учитель русского языка и литературы и учитель географии получают одинаково, но первый уходит с работы в шесть часов вечера, а второй — в два часа дня. Неприятно, что в моей школе совещания проводят только по конфликтным ситуациям, по достижениям и другим хорошим новостям никто не собирается.

Мария Шабанова, стаж 15 лет

Особенно ценю в работе непредсказуемость. Говорят: «Одинаковая работа из года в год». Но это не так. Так как я работаю с маленькими детьми, никогда не знаю, что меня ждет на этот раз. Например, раньше, когда еще не было электронных карт для оплаты, по всему классу валялись монеты, которые я складывала в копилочку. Однажды решила на всю копилку накупить детям мороженого. Эта реакция детей, которые ждали чего угодно — самостоятельной, контрольной, но не лакомства — вот она, непредсказуемость.

Или, у меня день рождения 20 июля, и я привыкла его справлять в кругу семьи. Как-то раз, зимой на одном из уроков я прихожу в класс, и на доске написано «20 июля» — дату обычно пишет учитель. Так ребята решили меня поздравить с праздником, было безумно приятно.

Но есть и неприятная сторона в работе — например, когда департамент присылает нормативы, составленные теоретиками в кабинетах, которые не представляют, как работает школа изнутри. Не выполнить нормативы нельзя, поэтому приходится оставлять свои принципы и переступать через себя.

Галина Ахтиманова, стаж 33 года

Я любила собирать ученические ляпы, выписывать их в свою тетрадь. Некоторые детки писали басни, необычные фразы. Помню девочку, которая жадничала на красивые фразы и метафоры, а я ее все упрашивала. И вот она мне написала: «Высоко в небе летели журавли, как караван верблюдов».

Не красным словцом, но работа действительно второй дом. Меня окружали прекрасные коллеги, с которыми я до сих пор общаюсь. Мы ведь уже в таком возрасте, когда кто-то умирает, кто-то погибает — и поддержка коллег очень важна.

В какой-то момент я поняла, что у нас столько контрольных и диагностических работ, что просто некогда учиться. Оценочная система тоже не идеальна.

Как найти общий язык с учениками?

Мария Мануйлова, стаж 2 месяца

Нужно быть на их волне. Если стать тираном, то дети, возможно, и будут сидеть молча, но интереса к тебе и предмету ждать не стоит. Стать для ученика именно другом: но таким, к которому он пойдет за советом, а не панибратским компаньоном. На мой взгляд, это неадекватное поведение для учителя.

Я позволяю им шутить на уроках, иногда поддерживаю ответной шуткой. Порой делюсь своим мнением по поводу какой-нибудь песни и спрашиваю у них совет — каждому приятно ощущать себя значимым.

Мария Шабанова, стаж 15 лет

Я подтягиваю детей к себе. Они часто видят учителя как некое мифическое существо, живущее в школе. А есть ли у него дом, питается ли он? Поэтому в первую очередь я показываю детям себя как человека с личной жизнью, увлечениями и чувствами. Например, во время урока можно в тему рассказать о каком-нибудь курьезе: и ребята отвлеклись, и о себе рассказала.

Еще дети любят шутки и справедливость. Порой приходится разыгрывать у доски спектакли. А если ты не сдержишь слово, то дети всегда припомнят об этом. Пообещала всем пятерки, а пришлось поставить другие оценки. Так они еще командой будут бунтовать. Важно их доверие не потерять.

Галина Ахтиманова, стаж 33 года

Детей надо поощрять и давать возможность высказываться. Например, когда я поняла, что дети не любят читать школьную программу — того же Достоевского и Толстого — разрешила им принести на урок свои книги и рассказать о них. Мне после этого пришлось «Дивергента» прочитать. Потом одна ученица оставила мне письмо: «Спасибо за возможность высказаться». Вот, оказывается, что нужно детям.

Важен разговор на равных — всегда нужно показывать, что ты уважаешь ученика. Повышать голос и стараться быть его выше бессмысленно. Детей нужно любить, тогда они ответят тем же.

Сталкивались ли вы со стрессом и выгоранием? Как справлялись?

Мария Мануйлова, стаж 2 месяца

Мне кажется, что выгорание приходит минимум через год. Такое возможно, если большую часть жизни ты посвящаешь работе и игнорируешь личное пространство. На работе от тебя могут отказаться в любой момент, и что тогда останется?

Стрессовых ситуаций у меня много. Нет ничего плохого, если я скажу детям: «Ребята, у меня сегодня плохое настроение». Они все поймут. Но на них срываться нельзя ни в коем случае. Лучше оставить негатив за стенами школы и поговорить об этом с друзьями — поплакать, покричать. И напомнить себе, что это всего лишь работа.

Мария Шабанова, стаж 15 лет

С эмоциональной усталостью помогает перерыв. Уроки высасывают немало эмоций и энергии. В конце дня, бывает, сядешь и смотришь в одну точку. Как правило, одного дня хватает на реабилитацию — для меня это суббота, когда я вообще не думаю о работе. Один день чисто мой. От полного выгорания меня, возможно, спасли два декрета по полтора года. Но дома было еще тяжелей, чем в школе.

Галина Ахтиманова, стаж 33 года

Во время стрессовых ситуаций я просто замолкала и уходила в сторону. Нельзя позволять себе выплескивать отрицательные эмоции наружу. Они никому не нужны. Если хочешь с кем-то поделиться, то лишь наедине. Перед учениками никогда нельзя показывать свою слабость. Когда я была директором школы в Саранске и пришла расстроенная на одно из совещаний, одна из учительниц мне сказала: «Мы приходим и видим, что ты разбита. Из-за этого мы теряемся. Ты нам не нужна такая». С тех пор я всегда держу себя в руках.

В этом учебном году я решила уйти из школы. Это и профессиональное выгорание, и чисто человеческое. Я обыкновенная мать и жена с личными проблемами, которой нужно заботиться о детях. Я не старая женщина, путь которой в школе завершен. Просто дала себе передохнуть. Конечно, скучаю по школе, я хочу смеяться с детьми. Я еще вернусь.

━━━━━

Поговорила Эльвира Асмакиян