Entertainment Press/Shutterstock
Entertainment Press/Shutterstock

Пять худших и три лучших фильма о Джеймсе Бонде

Больше чем за полвека Бонду приходилось носить не только Tom Ford, но и иногда надевать костюм клоуна, а DB5 менять на глупый невидимый автомобиль

7 октября в российский прокат выходит 25-й фильм о Джеймсе Бонде «Не время умирать» — картина стала последней частью франшизы с участием Дэниела Крейга. Агент 007 присутствует на экране уже почти 60 лет. За это время он успел совершить революцию в кино, но вместе с тем пережить немало критики и художественных провалов. Мы решили вспомнить пять худших фильмов, посвященных главному герою романов Яна Флеминга, и три лучших.

Худшие фильмы: кэмп, клоунада и невидимый автомобиль

Фильмы про Джеймса Бонда всегда придерживаются одной и той же формулы: в меру закрученный сюжет, бодрые драки, высокие ставки (желательно спасение мира), красивые девушки, шпионские гаджеты и дорогие автомобили. Добавить ко всему этому изрядную долю юмора, а также максимальную маскулинность и харизму самого агента 007. Смешать, но не взбалтывать — и перед вами идеальная бондиана.

Проблемы начинаются там, где эта формула дает сбой, и фильм ударяется в шапито или кэмп, становится пародией на самого себя. Это качество объединяет худшие картины о Бонде.

5 — «Бриллианты навсегда» (1971)

Шон Коннери — первый и, наверное, лучший Джеймс Бонд. Но после фильма «Живешь только дважды» (1967) он планировал навсегда повесить костюм агента 007 в шкаф. Возвращать его пришлось с помощью солидного гонорара — $1,25 млн, которые Коннери потратил на поддержку начинающих шотландских актеров. Тем не менее складывалось впечатление, что роль уже не была интересна Коннери, к тому же он находился не в лучшей физической форме.

Все это отразилось на «Бриллиантах навсегда»: драки и погони смотрелись неуклюже, а Бонд был вялым, бездушным и не похожим на того, что мы видели в «Докторе Ноу» (1962) или «Шаровой молнии» (1965). Критикам не понравился слишком развязный тон и юмор, которые впоследствии стали визитной карточкой следующего Бонда — Роджера Мура. А запомнилась картина разве что тем, как агент 007 угнал вездеход из кинопавильона, где снимали посадку на Луну.

4 — «Осьминожка» (1983)

Роджер Мур сыграл в целых семи фильмах о Джеймсе Бонде и считается одним из величайших исполнителей роли. В его карьере были классические бондовские истории («Шпион, который меня любил» 1977 года), футуристичные сай-фай блокбастеры («Лунный гонщик» 1979 года, в котором Бонд отправляется в космос) и экспериментаторские ленты («Живи и дай умереть» 1973 года, снятый в жанре «блэксплойтэйшен»).

К сожалению, «Осьминожка» не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий — это буквально цирк с конями (фильм начинается с лошадиного шоу, а заканчивается тем, что Бонд переодевается в костюм клоуна). Разобраться в том, что происходит на экране, бывает достаточно сложно — там нашлось место яйцам Фаберже, ядерным бомбам, советским генералам и афганским принцам. А еще в «Осьминожке» полно сексизма и неуместной игры слов вроде «That’s my little octopussy» (речь про татуировку с осьминогом, а не про то, о чем вы могли подумать).

3 — «Человек с золотым пистолетом» (1974)

В девятой части бондианы был психоделический поединок в зеркальном зале, заигрывание с кунг-фу и один из самых сложных автомобильных трюков в истории кино — прыжок с моста «штопором». Ничего из этого не помогло сделать второй фильм с Роджером Муром по-настоящему оригинальным, а лишь усилило эффект нелепости и пародийности происходящего.

Действие картины ни шатко ни валко разворачивается по всему миру от Лондона до Таиланда, а немного сглаживает впечатление лишь достойный злодей Франциско Скараманга — самый опасный киллер планеты, которого сыграл Кристофер Ли. Но финальная схватка с его миньоном окончательно убивает всякий драматизм — можете убедиться в этом сами.

2 — «Умри, но не сейчас» (2002)

Пирс Броснан задал высокую планку для бондианы своим первым фильмом «Золотой глаз» (1995), но дальше все пошло по нисходящей. В начале XXI века он вернулся к роли агента 007 в четвертый и последний раз, однако внушительное резюме и авторитет опытного Бонда не спасли фильм. Журналисты раскритиковали «Умри, но не сейчас» за бессмысленный экшн, плохой CGI и нелепые детали вроде невидимого автомобиля и Мадонны в роли инструктора по фехтованию.

Сюжет с северокорейскими военными и зловещим миллиардером Густавом Грейвсом, которые пытаются уничтожить мир с помощью супероружия из солнечных лучей, честно сказать, тоже не удивил. Единственным эпизодом, который оставил действительно приятные впечатления, критики назвали сцену с Холли Берри, выходящей из моря. Что ж, это и правда красиво.

1 — «Казино “Рояль”» (1967)

Существует всего два неканонических фильма про Бонда: «Никогда не говори “никогда”» (1983) и «Казино “Рояль”» (1967). Последний считается худшей картиной про агента 007. Она не имеет никакого отношения к роману Флеминга — из книги перекочевала лишь сцена карточной игры Бонда с Ле Шифром. В остальном это неудачная пародия на агента 007 и шпионские детективы в целом: ужасный юмор, драки под комичную музыку, ненужная мистика в виде НЛО и гипноза, а также молодой Вуди Аллен в роли Джимми Бонда, племянника главного персонажа.

К счастью, этот фильм не считается частью официальной франшизы о Бонде, а значит, его можно смело игнорировать и, кроме как в этот список, ни в какие больше не включать.

Топ-3 лучших фильма

Споры о том, кто был лучшим Бондом, не утихнут никогда — как и споры о лучшем фильме. Кто-то предпочитает легкость времен Роджера Мура, кто-то классику Шона Коннери, а кто-то — максимально серьезную бондиану времен Тимоти Далтона, чьи фильмы часто (и несправедливо) забывают. Но примерный топ-3 мог бы выглядеть так.

3 — «На секретной службе Ее Величества» (1969)

В этой части франшизы совпало все: Джордж Лэзенби оказался идеален в роли агента 007, фильм получился приключенческим, романтичным и полностью соответствующим запросам фанатов бондианы. Телли Савалас сыграл, пожалуй, самого убедительного и харизматичного Блофельда, а Дайана Ригг стала эталоном девушки агента (и — спойлер! — его единственной женой). Режиссер Кристофер Нолан говорил, что это его самый любимый фильм бондианы, и, кажется, позаимствовал альпийский сеттинг для фильма «Начало».

К тому же это первый постмодернистский Бонд: в начальных сценах Лэзенби ломает «четвертую стену» и говорит: «А с другим парнем такого не случалось!» К сожалению, больше он к этой роли не возвращался.

2 — «007: Координаты “Скайфолл”»

Дэниел Крейг тащил на себе перезапуск франшизы после фиаско с «Умри, но не сейчас» — и справился с задачей великолепно. Он сыграл эталонного «нового» Бонда в уже классическом «Казино “Рояль”» (2006), повысил градус брутальности на недооцененном «Кванте милосердия» (2008), но его главным наследием, скорее всего, станут «007: Координаты “Скайфолл”».

Несмотря на достаточно высокое содержание драмы и мрачность картины, в фильме осталось место для классических английских острот, а сам агент 007, не потеряв привычного лоска, показал, что может быть простым человеком, не всегда носящим костюмы Tom Ford и пьющим исключительно коктейли на основе мартини. Нужно отметить и главного злодея фильма — психопата Рауля Силву (Хавьер Бардем). Их дуэт с Крейгом стал настоящей классикой бондианы, а прощание с М (Джуди Денч) — одним из самых трогательных моментов во всей франшизе.

1 — «Голдфингер» (1964)

Это квинтэссенция Джеймса Бонда, апогей эры Шона Коннери в роли агента 007. «Голдфингер» был третьим фильмом бондианы, и именно он сделал героя настоящей иконой поп-культуры. Здесь же окончательно сформировались те атрибуты, без которых мы уже не можем представить себе бондиану: от завораживающей заглавной песни и титров до сцены с Кью и Aston Martin DB5. Шпионские гаджеты, эксцентричные суперзлодеи и безумно харизматичный и ироничный Бонд — все это достигло своего пика в 1964-м.