ALBERT ZAWADA/EPA/ТАСС
ALBERT ZAWADA/EPA/ТАСС

Польша объявила свои законы выше Евросоюза. Стоит ли ждать Polexit?

К кризису привела судебная реформа в Польше. И, похоже, разрешить его будет не так-то просто

10 октября в Польше прошли массовые акции протеста. Самая крупная состоялась в Варшаве, где собрались порядка 100 тыс. человек. Демонстранты вышли на улицы, чтобы помешать Polexit — выходу страны из Евросоюза по аналогии с Великобританией. В последние годы между Варшавой и Брюсселем установились прохладные отношения, а сейчас напряжение, кажется, достигло предела. Разбираемся, что стало причиной кризиса и действительно ли Польша собралась покидать Европу.

Из-за чего начались протесты?

Причиной митингов стало решение Конституционного суда Польши — 7 октября он определил, что основной закон страны имеет приоритет над правом Евросоюза. Постановление вступило в силу 12 октября и стало финальным аккордом в долгом споре между Варшавой и Брюсселем о судебной реформе, которую инициировали польские консерваторы из правящей партии «Закон и Справедливость».

В 2018 году польские власти создали дисциплинарную палату, которая формируется с согласия президента и имеет право отстранять от работы членов Верховного суда. Брюссель счел реформу наступлением на независимость судов и нарушением принципов Евросоюза, но Варшава настаивает, что вопросы национальных судов находятся вне его компетенции.

Весной 2021 года спор вышел на принципиально новый уровень, когда Суд ЕС разрешил Верховному административному суду Польши игнорировать национальные законы, если они противоречат праву ЕС. В ответ премьер-министр Матеуш Моравецкий обратился в Конституционный суд за разъяснением, чье право должно иметь приоритет в судебной практике. Еврокомиссия попросила польские власти отозвать обращение, но получила отказ.

Заседание по этому вопросу переносили несколько раз. Но в конце-концов Конституционный суд постановил, что четыре статьи Договора о Европейском союзе позволяют объединению «превышать переданные ему полномочия» и «незаконно игнорировать польскую конституцию». Следовательно, они не должны превалировать над основным законом.

О каких статьях идет речь

Статья 1. Гласит, что договаривающиеся стороны учреждают ЕС и передают ему компетенции для достижения общих целей.

Статья 2. Предполагает, что ЕС основан на общих для всех государств-членов ценностях: уважении человеческого достоинства, демократии, равенстве, правовом государстве, соблюдении прав человека и т.д.

Статья 4.3. Провозглашает принцип «лояльного сотрудничества» — государства воздерживаются от шагов, ставящих под угрозу ЕС, и имеют право предпринимать меры, чтобы заставить других выполнять обязанности по договору.

Статья 19. Учреждает Суд ЕС и прописывает его компетенции.

Почему все решили, что Польша выходит из ЕС?

Решение Конституционного суда вступает в прямое противоречие с Договором о ЕС, который подразумевает, что все страны-члены должны подчиняться правилам объединения. Однако это не ведет за собой автоматического исключения из ЕС. Точно так же о Polexit не говорили и представители польских властей. Зато на этом стали спекулировать представители оппозиции, которые выступили с алармистскими заявлениями.

«Операция по выводу Польши из Европы, спланированная Ярославом Качиньским, заработала в полную силу. Если мы останемся безучастными, ничто не остановит их», — сказал в Facebook Дональд Туск на следующий день после постановления суда, призвав сторонников выйти на протест. О возможном начале Polexit объявил и спикер сената Томаш Гродзкий, где оппозиция имеет большинство.

Однако страхи оппозиции выглядят преувеличенными, ведь большинство поляков — включая сторонников консерваторов — выступают за сохранение членства страны в ЕС. Власти страны тоже отрицают предположения о Polexit, называя их выдумкой оппозиции.

«Наша дорогая оппозиция пытается внушить всем, что мы хотим ослабить союз, покинув ЕС... Очевидно, это не просто фейк, а кое-что похуже — это ложь, направленная на ослабление ЕС», — заявил Моравецкий в ответ на слова Туска.

А что думают по этому поводу в ЕС?

В Брюсселе и других европейских столицах от шагов Варшавы остались не в восторге. Еврокомиссия ответила на решение польского суда сдержанно, пообещав изучить его и определиться с дальнейшими действиями.

А вот Франция и Германия отреагировали куда жестче. В совместном заявлении главы МИД двух стран Жан-Ив Ле Дриан и Хайко Маас отметили: «Членство в ЕС сопровождается полной и безоговорочной приверженностью общим правилам. Их соблюдение должно быть обеспечены каждым государством-членом, что относится и к Польше, которая занимает центральное место в ЕС».

Однако нашлись и те, кто встал на сторону Варшавы. Ее защитником стала Венгрия, которая в последние годы также имеет натянутые отношения с Еврокомиссией. В официальном заявлении премьер-министр страны Виктор Орбан обвинил институты ЕС в неэффективности и стремлении выйти за рамки своих полномочий, а также призвал их уважать национальную идентичность стран-членов.

Позиция Венгрии имеет большое значение для Польши, ведь она фактически связывает ЕС руки — при желании Будапешт может заблокировать жесткие меры против Варшавы, требующие согласия всех стран-членов ЕС.

Чем может завершиться кризис?

1. ЕС заставит Польшу отменить спорный закон. Еврокомиссия обладает несколькими рычагами давления для этого. Самый простой способ — подать на Польшу в Суд ЕС и добиться назначения ей ежедневного штрафа. Если Варшава откажется от выплат, то деньги могут изъять из других источников финансирования. Другие варианты: приостановить экономическую помощь Польше по каналам Фонда восстановления и устойчивости или даже лишить ее права голоса в ЕС. Однако провернуть это будет куда сложнее — для таких шагов требуется согласие всех 27 членов ЕС, а Венгрия почти наверняка проголосует против.

2. Польша все-таки выйдет из ЕС. Такую возможность предусмотрел Конституционный суд страны еще в далеком 2005 году. Он постановил, что в случае несоответствия законов ЕС польской конституции Варшава может пойти тремя путями: либо поменять основной закон, либо добиться пересмотра Договора о ЕС, либо покинуть его. Все три варианта считаются нереалистичными.

3. Статус-кво сохранится. Брюссель не пойдет на обострение ситуации или не сможет повлиять на нее. В таком случае Варшава оставит в силе спорное решение суда и получит легальную возможность не исполнять невыгодные для нее решения ЕС. Из всех сценариев этот — наиболее вероятный.

━━━━━

Виталий Рюмшин