fifg/Shutterstock
fifg/Shutterstock

Посылки «Почты России» начнут доставлять роботы-курьеры. Плюсы и минусы системы

С массовым внедрением роботов скорость и безопасность доставки повысятся. Но до этого еще далеко

В ближайшем месяце «Почта России» запустит в Москве доставку посылок с помощью беспилотных роботов-курьеров «Яндекса». Подобные системы применяются не первый год в разных странах и отраслях. Рассказываем о технологии и проблемах, которых, кажется, не избежать.

Что известно о роботе-курьере «Яндекса»?

«Яндекс» представил беспилотник «Ровер» в ноябре 2019 года. С апреля 2020 года «Ровер» начал работать в «Сколково»: он перевозил между зданиями документы и посылки. Позже компания запустила доставку еды из ресторанов и магазинов в Москве и Казани.

Беспилотный «Яндекс.Ровер» вмещает в себя груз весом до 20 кг и способен ездить по городским тротуарам со скоростью 5 км/ч. Для сервиса «Почты России» разработчики обновили устройство: радиус доставки ровера составит 2 км, он будет отличаться большей вместимостью, лучшей проходимостью и получит съемную батарею.

Роботы-курьеры будут доставлять россиянам посылки из 27 московских отделений. Сначала доставка заработает в четырех отделениях в Хамовниках, затем в течение месяца подключат 23 отделения на станциях метро «Белорусская», «Сокол», «Аэропорт», «Цветной бульвар», в Раменках и других районах.

На первом этапе компания выделила на реализацию инициативы 36 роверов. Пользователю такая доставка обойдется всего в один рубль, а заказать робота можно будет через Android-приложение «Почты России».

Там же можно будет следить за местоположением ровера и статусом доставки. Когда робот приедет к назначенному адресу, на телефон придет SMS. После получения уведомления пользователю нужно будет спуститься к подъезду, ввести в приложении проверочный код и забрать посылку.

Директор по инновациям «Почты России» Станислав Чернин рассказал, что «бурный рост и развитие e-commerce» положительно трансформируют отрасль. По его словам, компания «открыта к инновациям» и «рада протестировать одну из опций доставки без участия человека».

Опыт других стран

Роверы от «Яндекса» штурмуют не только российский рынок, но и успешно работают в США. В июле этого года компания совместно с сервисом Grubhub запустила рободоставку еды в главном кампусе Университета штата Огайо.

•‎ В штатах эта система не нова и используется уже несколько лет. Так, в 2017 году компания Starship Technologies начала дорожный эксперимент в США с самоходными роботами-курьерами, которые доставляли блюда от ресторанов к дверям покупателей. По началу роботы нравились не всем и даже раздражали покупателей, но со временем люди привыкли, и стартап распространил свои устройства на сотни разных городов.

•‎ Американская логистическая компания FedEx также провела тестирование собственных роботов-курьеров 2019 году. Ее изобретение получило усовершенствованную подвеску, позволяющую роботу взбираться по лестницам. Грузоподъемность такого дрона — 45 кг, а аккумулятора ему хватает на преодоление 16 км пути.

•‎ В 2019 году Amazon запустил шестиколесный робот Scout для доставки своих товаров. Наземный робот успешно заменил обычные фургоны и разносчиков почты, автономно развозя посылки из городских распределительных пунктов к домам клиентов в Калифорнии. В результате эксперимента роботы Amazon также появились еще в нескольких штатах.

‎ В 2019 году в Китае компания розничной торговли Suning Commerce Group запустила аналогичный вид доставки в городе Нанкин. Китайский аппарат может разгоняться до 15 км/ч, обнаруживать препятствия на расстоянии 100 метров и избегать их.

•‎ В Китае также пользуется успехом робототехника компании Zhen Robotics Corp. Шестиколесный робот, которого можно вызвать через специальное приложение, способен самостоятельно перевозить груз весом до 40 кг со скоростью до 10 км/ч.

zhenrobot
zhenrobot

Плюсы и минусы роботов-курьеров

✅ Для того, чтобы отладить логистику системы, требуются колоссальные вложения. Однако в перспективе роверы смогут снизить себестоимость услуги и стать экономически эффективнее сотрудников-людей. Эксперты отмечают, что для достижения этой цели может понадобиться около пяти-семи лет.

❌ Тренд на массовую автоматизацию и снижение потребности в малоквалифицированной рабочей силе негативно скажется на курьерах. Современные технологии могут привести к потере рабочих мест и исчезновению профессии курьера как таковой.

✅ С массовым введением роботов повысится оперативность доставки и ее безопасность. Такая доставка исключает риски, связанные с человеческим фактором: робокурьеры не опоздают и не украдут посылку.

❌ Отсутствие ПДД для наземных беспилотников и доступ на территории закрытых дворов могут значительно усложнить жизнь роботам-курьерам, из-за чего устройства могут стать опасными и попросту бесполезными.

❌ Пока говорить о полноценном внедрении роботов-курьеров в России рано. Развитие замедляют отсутствие должной инфраструктуры, суровый климат и отношение людей. «Роботы будут ломаться, не будут видеть ориентиров из-за погодных условий, их будут воровать. Для запуска на полную рободоставок нужно создать для этого инфраструктуру и изменить сознание людей», — отмечали первые пользователи «Яндекс.Роверов».

В любом случае, бояться новых «курьеров» точно не нужно. Наземные (а в будущем и летающие) роботы, вероятнее всего, будут все чаще использоваться в сегменте доставки. Осталось разобраться с инфраструктурой, вандалами и огороженными московскими дворами. Но это уже совсем другая история.

━━━━━

Никита Прунков