Леонид Щеглов/БелТА/ТАСС
Леонид Щеглов/БелТА/ТАСС

«Оружие слабых»: кому и зачем нужны искусственные миграционные кризисы?

Миграционные войны могут быть чрезвычайно эффективным средством политической борьбы. И придумал их не Лукашенко

Ситуация на польско-белорусской границе — не первый миграционный кризис, который имеет политическую подоплеку. История знает множество примеров, когда беженцы становились оружием в геополитической борьбе — с их помощью Муаммар Каддафи «выбивал» из Евросоюза миллиарды долларов, а Фидель Кастро «выбрал» президента США. Рассказываем, кто пользуется миграционными кризисами, почему их называют «оружием слабых» и чем эта стратегия так привлекательна для Белоруссии.

Миграционный кризис в Польше — рукотворный?

В этом нет практически никаких сомнений. С июля СМИ добыли массу свидетельств того, что официальный Минск если не организует миграционные потоки самостоятельно, то по крайней мере создает для них благоприятные условия.

Лукашенко и сам не особо скрывает этого — еще в июле он заявил, что Белоруссия не будет сдерживать следующих в ЕС мигрантов из-за введенных против нее санкций.

Известно, что потоки беженцев организуют контрабандисты и отдельные турфирмы — цена за перевозку одного человека превышает $10 тыс. Мигранты прибывают в Белоруссию из Ирака и Сирии либо напрямую, либо транзитом через Турцию. Затем их организованно привозят на границу с Польшей и Литвой, где оставляют самих по себе.

Белорусские власти, по-видимому, всячески поощряют мигрантов — например, упрощая для них процедуру выдачи краткосрочных виз.

Какая от этого выгода Белоруссии?

Минск получает выгоду хотя бы от самого факта приезда мигрантов — каждый беженец платит большие деньги за получение белорусской визы, живет в белорусских гостиницах и питается местных ресторанах. По некоторым свидетельствам, контрабандисты также берут с каждого человека по $3 тыс. в качестве залога — если мигранту не удается быстро пересечь границу, эти деньги идут в белорусскую казну в качестве штрафа за просрочку визы.

Если же говорить о политической подоплеке кризиса, то тут все становится менее очевидным. Белорусские власти могут пытаться вывести ЕС на переговоры, чтобы добиться облегчения действующих санкций, либо отказа от введения новых.

Или же они просто хотят получить от Брюсселя деньги. В пользу этой версии говорят жалобы официальных лиц Белоруссии на нехватку средств из-за санкций. Глава МИД России Сергей Лавров также предлагал ЕС помочь Белоруссии с мигрантами по аналогии с Турцией — то есть заплатить за сдерживание мигрантов.

Кто-то уже пользовался мигрантами раньше?

Использование миграционных потоков в политических целях — не ноу-хау Белоруссии. Беженцев успешно эксплуатировали и раньше, причем задолго до Лукашенко.

Американский политолог и автор книги «Оружие массовой миграции» Келли Гринхилл насчитала по крайней мере 56 попыток создать рукотворный миграционный кризис в период 1951-2006 гг. Зачастую их инициаторами выступали государства, желавщие добиться уступок от сильных соперников и не имевшие собственных ресурсов для достижения этой цели. Из-за этого беженцев также называют «оружием слабых».

Иногда государства не провоцировали кризис самостоятельно, но обращали уже имеющуюся ситуацию в свою пользу. Так произошло в 1999 году с Македонией, которая столкнулась с массовым притоком албанских беженцев (более 300 тыс. человек) из-за бомбардировок Югославии. В обмен на их содержание властям страны удалось добиться от НАТО уступок в виде финансовой и военной помощи.

Использование мигрантов — эффективная стратегия?

Все зависит от атакуемой страны. Если ее правительство решительно настроено на быстрые и жесткие действия, чтобы купировать поток мигрантов через границу, то повлиять на него с помощью беженцев, вероятно, не получится.

По мнению Гринхилл, миграционный шантаж наиболее эффективен против демократических режимов, поскольку он эксплуатирует чувствительную для них тему «моральных обязательств». Эта стратегия может сработать в двух случаях:

1. Когда у страны отсутствует техническая возможность для того, чтобы принимать у себя большое количество мигрантов — как в случае с Литвой и Польшей.

2. Когда беженцы могут спровоцировать дискуссии между сторонниками и противниками миграции (например, в США). В таком случае число мигрантов не имеет значения — шантаж работает, когда ситуация начинает нести политические издержки для внутренних игроков.

А есть примеры успешного шантажа?

Да, использовавшие мигрантов страны часто добивались больших успехов — причем как политических, так и финансовых.

Куба против США. Фидель Кастро был одним из признанных мастеров миграционной войны. Кубинскому лидеру удавалось шантажировать США с помощью беженцев несколько раз. Самое успешное предприятие Кастро — Мариэльский кризис 1980 г., когда кубинские власти неожиданно разрешили всем желающим покинуть остров. За это время к берегам США направились порядка 125 тыс. беженцев, включая диссидентов, выпущенных из тюрьмы уголовников и пациентов психиатрических больниц.

Кризис пришелся на президентские выборы в США и привел к тектоническим сдвигам во внутренней политике страны. Считается, что он подорвал позиции баллотировавшегося на второй срок Джимми Картера и стал одной из главных причин его поражения, приведя к власти республиканца Рональда Рейгана.

Ливия против ЕС. В 2000-х гг. главным источником притока мигрантов в Евросоюз была Ливия. Таким положением дел неоднократно пользовался лидер страны Муаммар Каддафи. Самый известный случай произошел в 2008 году, когда приток беженцев в Италию превысил 32 тыс. человек. Это вынудило власти страны подписать с Каддафи договор о дружбе. По нему Рим обязался выплатить Триполи компенсацию за оккупацию во времена Второй мировой и финансировать проекты на территории страны, а взамен Ливия ужесточала контроль за границами.

После соглашения поток мигрантов в Италию уменьшился, но Каддафи продолжал шантажировать европейцев беженцами вплоть до свержения. Так, в 2010 году он потребовал от ЕС €5 млрд в год, чтобы Европа «не стала черной».

Турция против ЕС. В 2015 году в Европе появилась новая точка напряжения — на этот раз на греко-турецкой границе. Причиной стала волна ближневосточных беженцев, которые хлынули в Европу через Турцию. В тот период там находились свыше 3 млн человек, большинство из которых (2,7 млн) были сирийцами. В 2016 году ЕС пришлось пообещать Турции €6 млрд за сдерживание мигрантов.

Это помогло уменьшить приток беженцев, но с тех пор Анкара стала использовать мигрантов как разменную монету. В феврале 2020 года она намеренно открыла границу с Грецией для 10 тыс. человек, спровоцировав новый кризис. Одновременно с этим Эрдоган потребовал от ЕС новой финансовой помощи, обновления таможенного союза и либерализации визового режима. Сейчас ЕС рассматривает возможность дополнительных выплат Турции на €3,5 млрд.

━━━━━

Виталий Рюмшин