Apple позволит клиентам самостоятельно чинить устройства. Но зачем?
17 ноября компания Apple анонсировала программу Self Service Repair, которая позволит пользователям самостоятельно ремонтировать свои гаджеты. Разбираемся, почему одна из самых влиятельных компаний на рынке смартфонов, яро выступавшая против саморемонта, вдруг изменила свое мнение.
Что именно разрешит Apple?
Apple будет продавать фирменные детали и инструменты, чтобы пользователи могли самостоятельно починить девайсы. Их можно будет купить в интернет-магазине, где будет представлено более 200 комплектующих. Поначалу в продаже появятся экраны, камеры и аккумуляторы, потом ассортимент расширят.
Сервис самостоятельного ремонта станет доступен для iPhone 12 и 13. В Apple заявили, что в дальнейшем практику распространят на компьютеры Mac с чипами M1, включая MacBook Air, 13-дюймовый MacBook Pro, Mac mini и 24-дюймовый iMac. Вместе с запчастями Apple также предоставит подробную инструкцию для домашнего ремонта.
В компании подчеркнули, что Self Service Repair предназначена для тех, у кого уже есть опыт в ремонте электронных устройств. Саморемонт не аннулирует гарантию, если в процессе починки не был нанесен вред устройству. Сервис планируют запустить в начале 2022 года в США, а в течение года — в других странах.
Но ведь компания выступала против саморемонта?
Последние годы Apple всячески боролась с теми, кто «играл не по правилам». Тот, кто чинил устройство самостоятельно, мог столкнуться с неработающим Face ID, Touch ID или вовсе лишиться гарантии. Три года назад стало известно о случаях, когда компьютеры переставали работать после «нелегального ремонта». А для их восстановления требовалось специальное диагностическое ПО, доступ к которому был только у авторизованных ремонтных мастерских.
В 2019 году глава Apple Тим Кук признал, что доходы компании сильно упали из-за того, что потребители предпочитали менять старую батарею, а не покупать новый смартфон. В рамках новой программы Independent Repair компания решила предоставить независимым сервисам доступ к запчастям, но при условии, что ремонт будет производиться по строгими стандартами Apple. В результате стоимость ремонта возросла, из-за чего покупателям стало проще брать новое устройство, чем чинить старое.
С сервисами, которые чинили технику неофициально и использовали детали сторонних производителей, Apple активно боролась. За использование одной неоригинальной детали компания могла запросить компенсацию в $1000. В 2020 году Apple поменяла собственные правила поставки оригинальных комплектующих независимым мастерским и стала устраивать внеплановые проверки.
Все эти годы Apple также продолжала выступать против законов, разрешающих саморемонт, который, по мнению топ-менеджеров, ставил под угрозу интеллектуальную собственность компании и содействовал хакерам.
И что изменилось?
Apple анонсировала запуск программы вскоре после того, как в США законодательно поддержали «право на ремонт» электроники сторонними компаниями. Федеральная торговая комиссия США (FTC) единогласно проголосовала за снятие ограничений, которые не позволяли потребителям, бизнесу и даже госучреждениям ремонтировать свои устройства в сторонних сервисных центрах.
В марте текущего года президент США Джо Байден подписал указ, согласно которому необходимо положить конец монополиям на ремонт. По всей вероятности, Apple восприняла документ и на свой счет. Кроме того, борьба с саморемонтом противоречила экологической повестке Apple. Как выяснила сама компания, более 80% углекислого газа выбрасывается в окружающую среду именно на этапе производства.
К чему это приведет?
Apple получит дополнительную статью дохода — помимо устройств и аксессуаров, компания будет продавать детали и инструменты для ремонта. Также нововведение потенциально приведет к масштабным изменениям в дизайне. Корпорация будет создавать устройства с расчетом на то, чтобы их могли самостоятельно починить. Это может отразиться не только на «начинке», но и на внешнем виде. Кроме того, не исключено, что другие корпорации последуют примеру Apple, и гаджеты приобретут новую характеристику — «ремонтопригодность».
Безусловно, Apple не меняет курс полностью. Независимым сервис-центрам, которые хотят использовать сертифицированные запчасти, все равно придется присоединиться к программе. Это значит, что они будут согласны с проверками, постоянным экзаминированием специалистов и другими условиями корпорации.