Chris Henry/Unsplash
Chris Henry/Unsplash

Дело Кайла Риттенхауса: почему суд оправдал подростка, убившего двух людей на протесте BLM

С точки зрения республиканцев, он защищал свое право на самооборону. Но демократы называют его убийцей мирных протестующих

Оправдание 18-летнего Кайла Риттенхауса — один из самых обсуждаемых сюжетов, который в очередной раз расколол США на два лагеря. В 2020 году во время протестов Black Lives Matter (BLM) подросток застрелил двух участников погромов и еще одного ранил. Однако 19 ноября присяжные штата Висконсин сняли с него все обвинения — они посчитали, что он действовал в рамках самообороны. Разбираемся, как проходил этот резонансный суд и почему одна часть американского общества называет Риттенхауса героем и патриотом, а другая — линчевателем и террористом.

В чем обвинили Риттенхауса?

23 августа 2020 года полиция Кеноши (штат Висконсин) приехала на вызов о семейной ссоре. Подозреваемый, афроамериканец Джейкоб Блейк, отказался сотрудничать с полицейскими и достал нож. В ответ правоохранители выстрелили в него. Джейкоб выжил, но остался прикован к инвалидному креслу.

Инцидент с Блейком стал триггером для новых протестов BLM, не утихающих после убийства Джорджа Флойда. На улицы Кеноша вышли недовольные местные жители. В противовес им появились добровольцы, которые собрались защищать город от митингующих. В их числе был 17-летний Кайл Риттенхаус, приехавший в город 24 августа из штата Иллинойс. Он остановился у своего друга, который приобрел для него винтовку AR-15.

Вооруженный Кайл с другими соратниками отправились патрулировать магазин Car Source, хозяин которого якобы просил о помощи. По дороге тинейджер повстречался с полицейскими, но те не предприняли никаких попыток остановить его, более того — они напоили его водой и поблагодарили.

Уже на месте Риттенхаус не поладил с 36-летним Джозефом Розенбаумом. Вскоре словесная перепалка превратилась в потасовку, и Кайл попытался убежать. Но, услышав за своей спиной выстрел, он развернулся и нажал на курок. Розенбаум скончался от полученных ранений. Позже полиция сообщит, что стреляли протестующие, не имевшие отношения к их ссоре.

Разъяренные митингующие решили поймать 17-летнего подростка. Кайл стал убегать, но споткнулся — в этот момент его догнали 26-летний Энтони Хьюбер с другим участником протестов. Хьюбер ударил Риттенхауса скейтбордом, в ответ тот выстрелил ему в грудь. Сразу после этого подбежал 22-летний Гейдж Гросскройц: он достал пистолет и направил его прямо на Риттенхауса. Но Кайл его опередил и ранил Гросскройца в руку.

Вскоре на место прибыли полицейские. Свидетели показывали на Кайла, заявив, что тот убил двоих митингующих и одного ранил, но правоохранители все равно отпустили подростка.

Все участники преступления — и Риттенхаус, и погибшие, и раненый — белые. Некоторые зарубежные СМИ поначалу неправильно интерпретировали новость, полагая, что Риттенхаус убил двоих афроамериканцев.

Как проходил суд?

Риттенхаус сдался полиции 27 августа, спустя два дня после произошедшего. Но уже 20 ноября Кайл вышел на свободу под залог в $2 млн, собранный через краудфандинг. Обвинение пыталось оспорить его освобождение, но ничего не вышло.

Риттенхаусу предъявили обвинение по пяти пунктам: в «опасном поведении», которое привело к убийству Джозефа Розенбаума, умышленном убийстве Энтони Хьюбера, попытке умышленного убийства Гейджа Гросскройца, в двух эпизодах создания угрозы жизни оператору издания Daily Caller, а также еще одного неназванного лица. За все это Кайл мог получить пожизненное заключение.

Во время слушаний судья Брюс Шредер постановил, что Розенбаума, Хьюбера и Гросскройца нужно называть не «жертвами», а «мародерами» или «поджигателями». Также судья не стал приобщать к расследованию видео, на котором Риттенхаус говорит, что хотел бы расстрелять участников беспорядков. Кроме того, Шредер позволил Риттенхаусу выбрать коллегию присяжных. Из-за этого судью заподозрили в ангажированности — своими действиями он мог потакать стороне защиты и консерваторам, поддерживающим право на самооборону и владение оружием.

Во время судебного заседания 10 ноября Риттенхаус плакал на протяжении всего выступления. Его поведение либеральные американские медиа назвали ​​ugly cry (уродливым плачем). Линия защиты обвиняемого была выстроена как раз вокруг юношеской невинности, представлявшей подростка защитником города.

В совокупности рассмотрение дела заняло меньше двух недель, а на вынесение приговора присяжным понадобилось не более 24 часов. В итоге молодого человека оправдали, признав невиновным. Решение присяжных не может быть обжаловано.

Несмотря на резонанс в СМИ, оправдательный вердикт был ожидаем. При случаях самообороны именно сторона обвинения должна предоставлять доказательства суду. Согласно нормативам штата Висконсин, человек может прибегать к самообороне, даже если у него есть возможность отступить.

Риттенхаус стал героем консерваторов

Республиканские политики и дружественные им СМИ канонизировали фигуру Риттенхауса. Они сделали его образцом для подражания, назвав молодого человека «вооруженным американцем, стоящим на страже внутренних врагов страны».

Через несколько минут после вынесения оправдательного приговора конгрессмен из Северной Каролины Мэдисон Коуторн предложил бывшему подсудимому стажировку в своей команде в качестве помощника. Политик добавил, что его сторонники должны «быть вооружены, опасны и моральны». Два республиканца из Палаты представителей Пол Госар и Мэтт Гаец также пригласили Кайла на стажировку и предложили дать ему медаль за отвагу.

Демократы же переживают, что такая поддержка лишь усугубит ситуацию в стране. Исследование Антидиффамационной лиги, отслеживающей настроения правых, показало, что экстремисты превозносят Риттенхауса как «белого человека, берущего на себя борьбу с левыми». Оправдательный приговор стал своего рода индульгенцией для будущих случаев насилия, говорится в докладе. Также лига зафиксировала всплеск призывов к оружию и насилию после судебного приговора.

Что все это означает?

Судебная система США базируется на прецедентном праве. Это значит, что оправдательный приговор Риттенхауса может привести к пересмотру прошлых подобных эпизодов, а также изменит отношение к будущим. Например, дискуссия может возобновиться вокруг процесса об убийстве Ахмада Арбери, в котором обвиняют трех жителей Джорджии.

Не меньшее значение имеет тот факт, что дело Риттенхауса вбило очередной клин между американскими консерваторами и либералами. Первые сумели отстоять право на оружие и самооборону в самой широкой трактовке — вплоть до убийства. Вторые — в очередной раз убедились в несовершенстве судебной системы США, которая благоволит белым мужчинам и позволяет им уходить от ответственности даже в самых крайних случаях.

Пропасть между этими лагерями только растет, и залатать ее не под силу даже президенту США. В 2020 году, когда Джо Байден был кандидатом на пост главы государства, он характеризовал Кайла как «сторонника превосходства белой расы». После вынесения приговора американский лидер заявил, что вердикт «разозлил многих американцев» и обеспокоил в том числе и его. Но необходимо принять решение присяжных, а если и протестовать, то исключительно мирно.