Justin Tallis/PA Wire/ТАСС
Justin Tallis/PA Wire/ТАСС

У Бориса Джонсона большие проблемы. Всему виной — вечеринки, лоббисты и обои

Год назад британский премьер позволил себе нарушить ковидные ограничения. Теперь он теряет контроль над партией и поддержку избирателей

Борис Джонсон переживает самый тяжелый кризис за время своего премьерства. Его рейтинги с каждым днем устанавливают все новые антирекорды, а на этой неделе сопартийцы премьера устроили одно из крупнейших парламентских «восстаний» в новейшей истории Британии. И если вы думаете, что всему виной пандемия, то нет — Джонсон пал жертвой рождественской вечеринки и золотых обоев. Рассказываем, как так получилось и что ждет британского премьера в следующем году.

«Восстание» тори

14 декабря британский парламент собрался на важные слушания из-за COVID-19. В центре внимания депутатов был «план Б» — ужесточение коронавирусных ограничений и введение COVID-паспортов. Правительство Бориса Джонсона придумало его еще в сентябре на случай, если вирус снова начнет испытывать на прочность систему здравоохранения, и решило ввести в действие из-за распространения «Омикрона».

Голосованию предшествовала мощнейшая подготовка. Британский премьер до последнего убеждал своих сопартийцев поддержать его план и лично обзванивал всех сомневающихся. Ему вторили эксперты по здравоохранению, рисовавшие мрачные прогнозы новой волны эпидемии.

Накануне голосования почти ни у кого не было сомнений, что «план Б» примут. И Палата общин его приняла, но с большим скандалом. Против COVID-паспортов и ограничений взбунтовались около 100 соратников Джонсона, и закон удалось протащить только благодаря лейбористской оппозиции.

Сам демарш не стал неожиданностью для обозревателей, однако его масштабы обескуражили всех. Голосование 14 декабря уже называют одним из крупнейших парламентских «восстаний» в современной истории Британии. Его перебивают только «значимое голосование» по Brexit 2019 года, когда против консервативного премьера Терезы Мэй выступили 118 тори, и голосование по вторжению в Ирак 2003 года — тогда глава лейбористского правительства Тони Блэр пережил «предательство» 139 сопартийцев.

И противники, и союзники Джонсона убеждены в одном — бунт консерваторов сильно поколебал позиции премьера, благодаря которому еще два года назад они получили самое крупное большинство со времен Маргарет Тэтчер. Лидер лейбористов Кейр Стармер назвал голосование «очень значимым ударом по уже испорченной репутации премьер-министра». В то же время высокопоставленные тори описывают его как «артиллерийский выстрел» в сторону Джонсона.

Рождественские вечеринки и дорогие обои

Впрочем, премьерство Бориса Джонсона оказалось в глубоком кризисе задолго до злополучного голосования. Черная полоса началась месяц назад, когда соратник премьера Оуэн Патерсон попал в поле зрения парламентского комитета по борьбе с коррупцией из-за незаконного лоббирования.

В ответ Джонсон мобилизовал всю партию для защиты Патерсона — и даже угрожал депутатам лишением госфинансирования за отказ поддерживать его. Однако столь топорные действия только разгорячили публику и СМИ. После волны критики Патерсон подал в отставку, а премьеру оставалось только признать свою ошибку.

Одновременно с лоббистским скандалом развивался и другой, который касался уже самого Джонсона. На этот раз в центре внимания оказался шикарный ремонт квартиры премьера на Даунинг-стрит, который политик и его невеста затеяли еще в феврале. Для этого они наняли известного дизайнера Лулу Литтл, заказав у нее золотые обои стоимостью порядка £840 за рулон.

Как выяснилось позже, переклейку оплатил донор консерваторов лорд Браунлоу, но Джонсон «забыл» задекларировать перевод. Несмотря на заявления Даунинг-стрит о том, что премьер не знал имени жертвователя, в декабре британская Избирательная комиссия признала нарушение и оштрафовала Консервативную партию на £17,8 тыс.

Однако последней каплей стала рождественская вечеринка, устроенная на Даунинг-стрит 18 декабря 2020 года — в период, когда в Британии действовал полный локдаун, а обычным людям было запрещено собираться даже дома. Слухи о ней ходили уже давно, однако скандал начал набирать обороты только в этом декабре.

Все началось с публикации телеканала iTV — 7 декабря он показал видео от 22 декабря прошлого года с пресс-секретарем Джонсона Аллегрой Стрэттон, которая тренировалась отвечать на вопросы о «пятничной вечеринке».

«Эта вымышленная вечеринка была деловой встречей… и там не было социальной дистанции», — со смехом ответила она на вопрос «журналиста» о том, одобрял ли премьер вечеринку.

11 декабря газета The Sunday Mirror опубликовала фото самого премьера, который в разгар пандемии вел новогоднюю викторину по Zoom из офиса в присутствии как минимум двух помощников — мероприятие состоялось за три дня до той злополучной вечеринки. Офис Джонсона пытался оправдаться, что мероприятие проходило онлайн. Однако изданию удалось добыть доказательства того, что участники квиза на самом деле находились в офисе, конференцию Zoom завели для сохранения соцдистанции, но после сотрудники аппарата премьера провели несколько часов вместе. В конце вечера им разослали сообщения с просьбой «уходить через черный выход».

Публикации о рождественских вечеринках Джонсона буквально привели в ярость общественность и политические круги. После первых же сливов рейтинги премьера рухнули до 24%, а парламентарии устроили ему публичную выволочку, призвав подать в отставку. Все это произошло как раз накануне голосования по «плану Б».

«Ее Величество Королева была в одиночестве, когда умер человек, за которым она была замужем 73 года. Лидерство, жертвенность — вот что дает лидерам моральное право вести людей. Считает ли премьер, что у него есть моральное право возглавлять нацию и требовать от британских граждан придерживаться правил?» — заявлял Кейр Стармер на тех слушаниях.

В ответ Джонсон только каялся, уверял депутатов, что его ввели в заблуждение, и обещал провести служебное расследование. Однако его репутации уже был нанес фатальный ущерб.

Премьер без магии

Долгое время Бориса Джонсона называли «электоральным волшебником» благодаря его потрясающей способности находить подход ко всем и выигрывать даже самые тяжелые избирательные кампании. Однако после череды скандалов от «магии» премьера, кажется, не осталось и следа.

Джонсоном недовольны абсолютно все. Рядовых британцев раздражает то, что премьера постоянно ловят на вранье. Консерваторы же недовольны его падающими рейтингами, которые тянут за собой всю партию — по последним опросам, тори уже отстают от лейбористов на 4%.

«Восстание» тори лишний раз продемонстрировало, насколько неустойчиво положение Джонсона. Экстравагантного премьера не опрокинули ни Brexit, ни COVID-19, но по иронии рождественская вечеринка имеет все шансы положить конец его правлению. Британцы очень болезненно воспринимают нарушение санитарных правил — летом похожий скандал уже привел к отставке главы минздрава Мэтта Хэнкока.

Уход Джонсона пока что не стоит на повестке дня. Но депутат от консерваторов Джеффри Клифтон-Браун считает, что в следующем году его лидерству могут бросить вызов.

«В какой-то степени он уже находится в опасности, и он должен понять это. Потому что если он не обратит на это внимания, то попадет в куда большую опасность», — сказал он газете The Daily Mail.

О потере премьерской «магии» говорят и на Даунинг-стрит. Однако неназванный помощник премьера сказал журналу Foreign Policy, что шансы выйти из кризиса у него все еще есть.

«[Премьера] точно не выкинут на мороз в сию же минуту… но идут разговоры о преемнике, который поведет нас на следующие выборы, — считает он. — Джонсон не находится на грани катастрофы. Но ему предстоит проделать работу, чтобы вернуть партию обратно в игру».

━━━━━

Виталий Рюмшин