Дело Заремы Мусаевой: как и почему жену бывшего судьи насильно увезли в Грозный

Правозащита называет инцидент похищением и требует немедленного освобождения женщины

20 января неизвестные вооруженные люди ворвались в квартиру бывшего судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева в Нижнем Новгороде. Они задержали и насильно увезли его жену Зарему Мусаеву в Грозный. Их сын — Абубакар Янгулбаев — работал юристом в «Комитете против пыток» (признан иноагентом в РФ) и с конца прошлого года сообщал о похищениях своих родственников. Сейчас Мусаева, больная сахарным диабетом, находится в спецприемнике МВД России по Чечне. Собрали главное, что нужно знать об этом деле.

Как происходило задержание?

Вооруженные люди — предположительно, семь-восемь человек — в масках и гражданской одежде ворвались в дом Янгулбаева вечером 20 января. Сначала они предлагали Мусаевой поехать с ними добровольно, но, получив отказ, решили взять квартиру штурмом.

По словам адвоката Натальи Добронравовой, женщину «волоком спустили по лестнице как мешок картошки», после чего она потеряла сознание, и увезли в неизвестном направлении. При этом силовики не взяли лекарства, которые необходимы Мусаевой — у женщины диагностирован диабет (пять раз в день ей нужно принимать инсулин) и, возможно, коронавирус. Накануне она сдавала тест на COVID-19.

При задержании силовики предъявили постановление о приводе 24 января Янгулбаева и Мусаевой в качестве свидетелей по уголовному делу о мошенничестве, возбужденному в 2019 году. Сам экс-судья отметил, что документ не имеет связи с реальностью и нужен лишь для того, чтобы как можно скорее доставить их в Чечню. Янгулбаева задержать не получилось, потому что он обладает неприкосновенностью бывшего федерального судьи. Он уже покинул Россию вместе с дочерью.

Как отреагировала правозащита?

Юристы Сергей Бабинец и Наталья Добронравова сразу же обратились в СК и Прокуратуру по Нижнему Новгороду, но те отказались принять заявление. Сотрудникам «Комитета против пыток» пришлось оставить его в ведомственном почтовом ящике.

«Мы считаем, что Зареме Мусаевой угрожают. Это похищение было с применением насилия, люди были вооружены. Что с ней будет — неизвестно», — сообщил Сергей Бабинец. Правозащитники решили проверить номера машин, на которых приехали вооруженные люди. Госавтоинспекция сообщила, что таковых в базе нет.

После этого Бабинец и Добронравова обратились в Европейский суд по правам человека, к Комиссару Совета Европы по правам человека и спецдокладчику ООН. Для ЕСПЧ юристы «Комитета» составили срочную жалобу по 39-му правилу, которое применяется при исключительных обстоятельствах — в частности, при угрозе жизни и здоровью человека. Правозащитники создали петицию (на данный момент ее подписали уже более 40 тыс. человек), в которой призвали отпустить Мусаеву для оказания медпомощи.

Из-за чего могли похитить Мусаеву?

Сергей Бабинец отметил, что произошедшее связано с продолжающимся преследованием родственников чеченских блогеров, которые критикуют власти Чечни.

В декабре 2021 года сотрудник «Комитета против пыток» Абубакар Янгулбаев сообщил о похищении в Чечне более 40 родственников, которых до сих пор насильственно удерживают в разных отделениях полиции Чечни. Происходящее он связал со своей правозащитной деятельностью. Кроме того, Янгулбаева подозревали в причастности к оппозиционному Telegram-каналу «Адат» и допрашивали по делу об оправдании терроризма.

23 января сын Мусаевой сообщил о пропаже еще 15 человек из числа своих родственников в Грозном.

Как произошедшее трактуют в Чечне?

По словам Рамзана Кадырова, Мусаеву доставили в Грозный в рамках закона и после того, как трижды отправляли повестку. Вечером 21 января он написал в своем Telegram-канале, что в любом случае «эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей». «Пока жив хоть один чеченец, свободно наслаждаясь жизнью ходить члены этой семьи уже не смогут, настолько глубоко задета честь каждого представителя нашего народа. Помните это всегда, Янгулбаевы», — подчеркнул Кадыров.

На следующий день после задержания чеченский омбудсмен Мансур Солтаев опубликовал видео разговора с Заремой Мусаевой, в котором женщина заявила, что насилие к ней не применялось и все необходимые медикаменты предоставлены.

Позже министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни Ахмед Дудаев сообщил, что Мусаева задержана за оскорбление сотрудника правоохранительных органов и находится в спецприемнике МВД России по Чечне. «Она после того, как ее доставили на допрос, совершила нападение, оскорбляла параллельно сотрудника правоохранительных органов», — заявил чиновник.

Что говорят в Кремле и за рубежом?

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал задержание Мусаевой на следующий день: «Вообще фантастическая история. Мы предпочитаем не верить таким сообщениям без подтверждений, уж слишком в неправдивое время мы живем». Позже он добавил, что вопросами законности действий всех силовых подразделений занимаются органы прокуратуры, а Кремль предпочитает «не комментировать и не вмешиваться» в данный инцидент.

В свою очередь, Европейская служба внешних связей потребовала освободить Мусаеву, назвав ее задержание «еще одним дополнением к длинному списку нарушений прав человека в Чечне». «ЕС призывает Россию освободить госпожу Мусаеву, расследовать это дело и положить конец преследованиям защитников прав человека и членов их семей», — заявили в ведомстве.

Зарему Мусаеву приговорили к 5,5 годам колонии. Перед этим ее адвоката и журналистку жестоко избили
Зарему Мусаеву приговорили к 5,5 годам колонии. Перед этим ее адвоката и журналистку жестоко избили