Oscar G. Rejlander/Metropolitan Museum of Art
Oscar G. Rejlander/Metropolitan Museum of Art

Льюис Кэрролл и обнаженные дети: почему писателя уже второе столетие обвиняют в педофилии

Все началось с книги, выпущенной его племянником. Тот убрал оттуда любую информацию о связях Кэрролла со взрослыми женщинами — и оставил только девочек

27 января исполняется 190 лет со дня рождения английского писателя Льюиса Кэрролла. Взрослым и детям он известен по своим выдающимся книгам «Алиса в стране чудес» и продолжением к ней «Алиса в Зазеркалье». Примечательными в наши дни остаются не только работы писателя, но и его жизнь — Кэрролл был математиком, имел священный сан, а в свободное от дел время увлекался фотографией. Зачастую героями его снимков становились девочки, что спустя годы подкрепило подозрения исследователей в его нездоровых наклонностях. Рассказываем, за что одного из самых известных сказочных писателей обвиняли в педофилии и как все было на самом деле.

Учитель математики, диакон и русский след

Настоящее имя писателя — Чарльз Лютвидж Доджсон. Он родился в консервативной английской семье. Его отец Чарльз Доджсон изучал и преподавал математику в оксфордском колледже Крайст-Чёрч, но, женившись на своей двоюродной сестре Фрэнсис Джейн Лютвидж, был вынужден отказаться от преподавания и стал священником. В его семье росли 11 детей, старшим из которых был Льюис.

Мальчик с раннего детства увлекся книгами: в его списке литературы был, например, том Джона Баньяна «Путешествие Пилигрима», признанный выдающимся теологическим трудом. Льюис заикался, как и его братья с сестрами, что сильно мешало общению с ровесниками. В 12 лет мальчика отправили на учебу в частную гимназию, потом перевели в школу, где у Чарльза младшего открылись способности к математике, которые, по всей видимости, он унаследовал от отца. На книге по арифметике, которой пользовался школьник, сохранилась надпись: «Эта книга принадлежит Чарльзу Лютвиджу Доджсону: руки прочь!»

В 18 лет Льюис пошел по стопам отца и стал студентом Крайст-Чёрч. Как стипендиат колледжа, он имел пожизненную стипендию, дающую право заниматься науками и богословием в стенах учебного заведения, пользоваться библиотекой и при желании преподавать. Вдобавок он выиграл конкурс на чтение лекций по математике — этим будущий писатель и будет заниматься в ближайшие 26 лет своей жизни.

Чарльз Латуидж Доджсон, 1857 год/National Portrait Gallery, London
Чарльз Латуидж Доджсон, 1857 год/National Portrait Gallery, London

Параллельно с учебой Доджсон писал стихотворения и короткие рассказы, которые отсылал в самые разные журналы под псевдонимом Льюис Кэрролл, придуманным по совету одного из издателей. Про математику молодой человек тоже не забывал и даже умудрился в ней местами преуспеть — к примеру, он разработал один из методов вычисления определителей, который в математике теперь называют «конденсацией Доджсона». Но бòльшую научную ценность представляют собой труды Кэрролла в математической логике: юноше удалось придумать графическую технику для решения логических задач, которая оказалась намного удобнее всех существующих на тот момент методик.

Обучение в Крайст-Чёрче обязывало Кэрролла принять духовный сан диакона: это позволило писателю читать проповеди без работы в приходе и очень кстати пришлось для его единственной в жизни поездки за границу — в Россию. Туда он был приглашен своим приятелем по колледжу Генри Лиддоном. Командировку организовали для налаживания отношений между Англиканской и Русской Православной церковью и заодно приурочили к 50-летию служения митрополита Московского Филарета.

Во время своего путешествия Льюис вел дневниковые записи, не предназначенные для публикации. Но свет их все же увидел спустя 37 лет после смерти автора. Москву писатель назвал «городом белых и зеленых кровель, конических башен», «золоченых куполов», «церквей», похожих на «кактусы с разноцветными отростками», и местом, где «извозчики требуют, чтобы им надбавили 30 процентов, “потому как сегодня императрица — именинница”».

Хобби — фотографирование обнаженных девочек

Льюис всегда тяготел к техническим новшествам — так, он одним из первых проехался на пассажирском поезде и с завистью следил за изобретением фонографа, устройством для воспроизведения звука. «Жаль, нам не дано забежать на пятьдесят лет вперед и узнать это удивительное изобретение в его совершенной форме», — писал молодой человек. И все же ему удалось найти хобби по карману и возможностям — Льюис решил освоить фотографию. Поначалу он снимал постройки, архитектуру и сады. И только потом Доджсон обратился к искусству портрета.

В свободных комнатах Оксфорда математик открыл небольшие фотостудии, где он создавал портреты своих знакомых и порой членов их семей. С собой Кэрролл прихватывал чемодан с игрушками, которые мог предложить своим моделям для сюжетного кадра. Дочь одного из оксфордских профессоров Элла вспоминала, что Льюис просил ее позировать в постели так, словно девушка испугалась привидения, спроецированного электрической машиной своего отца.

Льюис писал: «Я обожаю детей, но за исключением мальчиков. На мой вкус, они отнюдь не привлекательный род существ… Мне всегда казалось, что они нуждаются в одежде, в то время как… прелестные формы девочек весьма редко стоит скрывать». По словам биографа писателя Джона Падни, Кэрролл был признан лучшим фотографом детей XIX столетия. Другие фотографы по достоинству оценивали способность Льюиса получать такие кадры с детьми, учитывая, что время экспозиции занимало не менее 40 секунд — все это время его моделям нужно было не двигаться, дабы не исказить изначальную задумку.

Королева мая, 1860 год/Princeton University Library
Королева мая, 1860 год/Princeton University Library

Некоторые эксперты считают, что с помощью своих фотографий Кэрролл хотел приблизиться к влиятельным слоям общества — оттого он часто просил позировать известных художников и политических лиц, но не все принимали предложение. Самым крупным его «фототрофеем» стал будущий премьер-министр Великобритании — маркиз Солсбери Роберт Гаскойн-Сесил, на тот момент — канцлер Оксфордского университета. Однажды Льюис даже добился похвалы от самой королевы Виктории, которая была восхищена снимками Кэрролла.

За 24 года увлечения фотографией писатель создал порядка 3 тыс. работ, из которых до нас дошли менее тысячи — и на шести из них были обнаженные девочки. По утверждению Кэрролла, ни одна фотография не была сделана без согласия родителей. А чтобы кадры не попали в ненужные руки, Льюис уничтожил их копии и негативы. Самой откровенной стала карточка с Лориной Лидделл — старшей сестрой в семье нового декана колледжа Генри Лидделла, который привез с собой жену и пятерых детей, среди которых была четырехлетняя Элис (или Алиса).

Обвинения в педофилии

В 1898 году в тираж вышла книга «Жизнь и творчество Льюиса Кэрролла», написанная племянником писателя Стюартом Доджсоном Коллингвудом, — в ней он рассказал о дружбе Кэрролла с маленькими девочками и почти ничего — об отношениях со взрослыми женщинами. Дело в том, что это была искаженная версия жизни писателя: некоторые фрагменты его записок и писем просто были вырезаны из труда, чтобы не подвергать сомнению «целомудренность» дяди как диакона. Эту же точку зрения подтверждает художественный и фотографический критик Владимир Левашов в своей книге «Лекции по истории фотографии». Тем не менее труд Стюарта стал отправной точкой для распространения слухов и обвинений в нездоровой наклонности писателя.

Спустя столетие исследователи биографии Кэрролла — писательница Кэролайн Лич и профессор Сорбонны Хьюго Лебейли — напишут книгу «В тени чудо-ребенка», категорически отрицающую обвинения в педофилии. Лич и Лебейли утверждают, что у Кэрролла все же были отношения со взрослыми женщинами. Кроме того, восприятие маленьких девочек в викторианскую эпоху в корне отличалось от нынешнего и не предполагало даже намека на плотский интерес: современникам дети до 14 лет представлялись совершенно асексуальными.

Алиса Лидделл в образе нищенки, 1858 или 1859 год/Metropolitan Museum of Art
Алиса Лидделл в образе нищенки, 1858 или 1859 год/Metropolitan Museum of Art

Более того, из воспоминаний выросших девочек, бывших моделей Льюиса, становится ясно, что писатель проявлял к ним исключительно профессиональный интерес. Спустя долгие годы Алиса Лидделл писала своему сыну: «Гораздо интереснее, чем фотографироваться, было получить допуск в темную комнату и смотреть, как он проявляет большие стеклянные пластины». Левашов связывал увлечение юными моделями Кэрролла и вовсе со сказочными мотивами — это прослеживалось в нарядах на девочках, которые писатель использовал для постановочных кадров.

И все же другие специалисты допускают чрезмерное внимание Кэрролла к несовершеннолетним, особенно к младшей дочери Лидделлов — Алисе. Именно она вдохновила писателя на главный литературный образ его работ. Внучка Алисы Ванесса Тейт вспоминает: «Насколько я понимаю, он был влюблен в Элис, но был настолько подавлен, что никогда бы не переступил границу».

По сей день нет никаких свидетельств порочной связи Льюиса Кэрролла с несовершеннолетними. Но примечательно, что дневники Кэрролла с апреля 1858 по май 1862 года (период его общения с семьей Лидделл) отсутствуют.

━━━━━

Эльвира Асмакиян