rawf8/shutterstock.com
rawf8/shutterstock.com

«Женский футбол набирает обороты». Обсудили его развитие с топовыми игроками и тренерами

Мнения Екатерины Тырышкиной, Алины Мягковой, Елены Тереховой и Елены Фоминой

Девушки давно играют в футбол на профессиональном уровне наравне с парнями, но не получают такого же внимания и зарплат, как в мужских командах. Однако ситуация улучшается. ФИФА, УЕФА и РФС принимают стратегии развития и проводят реформы.

Мы пообщались с действующими и бывшими игроками, чтобы узнать больше о женском футболе — почему девочки выбирают этот вид спорта, как меняются условия и чем зарубежные лиги отличаются от российской. На наши вопросы ответили:

Екатерина Тырышкина — полузащитник «Дижона». Играет за рубежом с 2016 года после перехода в «Найс Футис» из «Кубаночки». Затем выступала за итальянскую «Брешию» и французские «Родез», «Генгам», «Гавр».

Алина Мягкова — защитник итальянской «Вероны». Ранее выступала в команде Сиракьюсского университета в США и московском «Локомотиве».

Елена Терехова — чемпионка России («Энергия», «Россиянка») и США («Индиана»), победительница Евро-2005 для игроков до 19 лет. Сейчас тренирует женский юниорский «Спартак».

Елена Фомина — главный тренер женского «Локомотива» (победителя прошедшей Суперлиги, высшего дивизиона страны), ранее возглавляла национальную сборную. В качестве футболистки сама становилась чемпионкой России в составе ЦСК ВВС.

Начало карьеры

Прежде всего мы решили спросить девушек о начале их футбольной карьеры и поддержке близких. Часто ли женщины сталкиваются с предубеждениями, что профессионально играть могут только мужчины?

Почему вы выбрали футбол, а не пошли в другую профессию?

Екатерина Тырышкина: Сложно сказать. Так как я больше дружила с мальчишками, то постоянно была в их тусовке, в их компании. И зачастую приходилось играть в футбол, а потом мне это понравилось. Так и пошло, поехало.

Алина Мягкова: Это как-то пошло с детства. Одной из моих любимых игрушек всегда был мяч, и я росла во дворе с мальчиками, мы играли только в футбол. После этого меня отдали в секцию.

Елена Терехова: Всем всегда отвечаю, что это какое-то судьбоносное решение. Будто других вариантов у меня и не было. Очень полюбила в детстве этот вид спорта. А когда попала в специальную секцию для девочек и футбольный клуб «Энергия», других вариантов вообще не было. Я безумно полюбила футбол.

Елена Фомина: Наверное, это папа привил мне любовь к футболу. Выбор у меня был. Раньше было много кружков, развлечений и секций, но мне очень понравился футбол. Для меня это было хобби с самого детства. Лет с 6-7 я постоянно возилась с мячом с ребятами на улице и не представляла свою жизнь без этого. Поэтому, когда появились секции и возраст стал подходить, я выбрала футбол.

Как окружающие приняли ваш выбор? Что вам говорили?

Екатерина Тырышкина: Так как я из Ангарска, это было немного дико. У меня еще была короткая стрижка, люди постоянно говорили: «Вот, ты постоянно с мальчишками, выглядишь, как мальчишка, с девочками не дружишь, постоянно играешь в футбол, да как женский футбол вообще может быть?» А у нас даже секций не было. Естественно, что я больше с мальчиками играла. Когда была маленькой, что-то говорили о том, что я как пацан. Особо внимания на это не обращала. А потом я постарше стала, начала с девочками играть. Когда была маленькой, было много критики, а потом все привыкли.

Алина Мягкова: Да в принципе все поддержали. Родители меня всегда поддерживают. И спокойно отреагировали — отвели на секцию, а потом помогали.

Елена Терехова: Мои друзья всегда меня в этом поддерживали. Когда я была маленькая, одноклассники гордились. Поддержка была хорошая. Родители были против, потому что это сильно мешало учебе. Но когда пошли первые награды, вызовы в сборную и выигрыши, они тоже стали только гордиться. Никогда мне не говорили, что зря или еще что-то такое.

Елена Фомина: Многие были очень удивлены моим выбором, как и близкие. Не исключение и мама, которая была против профессионального спорта и футбола. Это действительно вызывало удивление. Мне кажется, на начальном этапе к этому никто серьезно не относился, потому что не было такого внимания к женскому футболу. О нем практически никто не знал. Мама всячески пыталась выбрать для меня, как она считала, женские секции — танцы, фигурное катание. Я попробовала в принципе все, даже музыкальную школу.

В России большая конкуренция среди футболисток? Насколько сложно пробиться?

Екатерина Тырышкина: Мне сложно сказать именно про российский чемпионат. Сейчас клубы, которые открываются под мужскими, сразу заявляются в Суперлигу. Возможно, между ними конкуренция хорошая.

Алина Мягкова: На самом деле, в России нет большой конкуренции, тем более сейчас, когда открываются новые команды. Думаю, у них будут проблемы с поиском новых футболисток, которые могут соревноваться в высшей лиге.

Елена Терехова: В России не очень большая. Но с появлением новых женских клубов эта конкуренция будет расти. К сожалению, молодежь не может резко появиться сразу хорошая, ее нужно растить, что способствует появлению новых академий. Конкуренцию мы ждем примерно через 5-6 лет. Это будет интересно.

Елена Фомина: На сегодняшний момент в России действительно большая конкуренция. Девчонкам становится сложнее пробиваться. Если говорить даже о наших клубах, сейчас идет не набор, а отбор игроков. Мы понимаем, что тем самым поднимаем общий уровень футбола и наших чемпионатов, молодежных лиг. Это не может не радовать. Мы приближаемся к мужскому футболу. Чем быстрее мы это сделаем, тем будет лучше для нас — как для вида спорта, так и для рынка футбольного. Мне кажется, что раньше тоже была высокая конкуренция, потому что игроки приходили из других видов спорта, были атлетически очень хорошо сложены. Было сложно бороться тем, кто не имел такого опыта и разрядов. Поэтому мне кажется, что эта конкуренция всегда была, но сейчас с приходом новых клубов и академий она будет еще жестче и выше.

Развитие женского футбола

В 2019-м ФИФА объявила, что вложит 1 млрд долларов в развитие женского футбола по всему миру. Сразу после этого УЕФА принял пятилетнюю стратегию по развитию игры в Европе. По ней планируется, что:

• Число играющих девушек в Европе увеличится в два раза до 2,5 млн
• Изменится восприятие женского футбола. Это спорт для всех
• Удвоится охват и ценность женского Евро и Лиги чемпионов
• Повысятся стандарты для игроков. Для девушек создадут больше условий для занятий футболом
• Во всех органах УЕФА удвоится представительство женщин

Российский футбольный союз в 2019 году тоже принял программу развития, а в конце 2021-го ООН положительно оценила проделанную работу. РФС выстроил систему детско-юношеских соревнований, провел ребрендинг чемпионата (Суперлиги), привлек новую аудиторию и помог мужским клубам создать женские команды.

Вы видите, что женский футбол развивается? Что поменялось?

Екатерина Тырышкина: Если говорить о России, я вижу положительную динамику. Мужские клубы начинают открывать женские, появляются школы, набираются дети. Футбол развивается в России.

Алина Мягкова: В России каждый год открываются новые команды, мужские клубы начинают открывать женские. Думаю, постепенно через несколько лет мы приблизимся к тому количеству команд, как сейчас в мужском футболе. Вижу развитие.

Елена Терехова: Да, мы динамику видим. Сколько появилось клубов под мужскими брендами. Да, некоторые делали это нехотя, а некоторые не понимали, зачем они это делают, но по итогу мы видим скачок популярности. У нас классные Суперлига, молодежный чемпионат и первенство ЮФЛ, которое набрало обороты в прошлом году. Это безусловно даст свои плоды, но не стоит забывать про академии и маленьких девочек, про их воспитание.

Елена Фомина: Действительно, благодаря этой программе у нас появляются команды, академии для девочек, чего никогда раньше не было. Причем в мужских академиях появляются женские отделения. Девочки ничем не отличаются от мальчиков по отношению к ним. На примере того же «Локомотива». Это большой шаг. Раньше такого никогда не было. В мою футбольную карьеру игрока девочки занимались либо с мальчиками, либо это были школы, ДЮСШки. Я надеюсь, что это принесет только хорошие плоды. Мы получим очень качественных футболисток высокого уровня, которые будут решать задачи на европейском и мировом уровне. Сейчас, конечно, с этим нам немножко сложнее.

Как считаете, футболистки справедливо получают меньшую зарплату, чем мужчины?

Екатерина Тырышкина: Ой, слушайте. Это моя больная тема. Я всегда за равенство. Многие мужчины скептически относятся ко всем женским видам спорта, тем более к футболу. Якобы им неинтересно смотреть, якобы у нас не такие скорости, не такой азарт, все не то, мы такие медленные, такие пчелки, а не девочки с мячом. Думаю, если говорить языком всех, то это справедливо. Но на мой взгляд, несправедливо вообще никак.

Алина Мягкова: Я считаю, это несправедливо, потому что это гендерная дискриминация по отношению к девушкам. Несправедливо, что у зарплат такая большая разница.

Елена Терехова: Уровень зарплат справедливо разный. Я считаю, что все-таки популярность мужского футбола пока все же превышает женский: разные спонсоры, вложения, оборот по рекламе и т.д. Но разница не должна быть такой большой. Девушки должны обязательно подтягиваться. Не говорю, что зарплаты должны быть равными, хотя футболистки сборной Америки этого добились. Но нужно трезво смотреть на вещи, потому что в США популярность женского футбола колоссальная. Поэтому соизмеримы и зарплаты. Они не должны быть такими, как у мужской сборной, но и не должны быть такими маленькими. Это уж точно.

Елена Фомина: Конечно, мы далеки от мужского футбола по финансированию, что не может не огорчать. С другой стороны, нет такого внимания к женскому футболу и нет такого развития. Только сейчас все начинается. Думаю, что мы в конце концов придем к этому. Может, это и не будет уровень мужского футбола, но приближаться к достойному заработку мы будем уже сейчас. В командах, которые появляются, естественно, идет конкуренция за игроков. Зарплаты у футболистов растут. Это неотъемлемая часть. Разный уровень? Да, наверное. Но мы делаем одинаковое дело. У нас игроки профессионалы — они большую часть своей жизни жертвуют футболу, жертвуют другими интересами. На мой взгляд, уровень зарплат должен быть выше значительно.

Женский футбол сможет стать таким же популярным, как и мужской?

Екатерина Тырышкина: Не могу сказать, что он не может. Он каждый год собирает больше оборотов во всем мире, не говоря даже о России или Франции, где я играю. Во всем мире женский футбол набирает обороты. Федерации приходят к тому, чтобы за победы делать такие же бонусы, как и у мужчин. Женский футбол набирает популярность, но то, что он не стоит на одной ступени с мужским, это факт.

Алина Мягкова: На самом деле, он скорее не станет таким популярным на мировой арене, как мужской, но сможет заметно поднять свою популярность. Для этого нужны несколько десятков лет и чтобы каждая страна реально начала развивать женский футбол систематично.

Елена Терехова: Наверное, нет. Но хотя бы завоевать половину внимания со стороны мужской аудитории женскому футболу по силам.

Елена Фомина: Может. Мы видим это на примере Европы и Америки, где это вид спорта №1. Мне кажется, что по зрелищности и интересу к женскому футболу мы должны делать хорошие шаги. Перспектива для этого есть. Одно то, что в структуре мужских клубов появляются женские команды, говорит о большом скачке в развитии, шаге для популяризации и становлении. Мы можем выйти на уровень мужского футбола, потому что у нас для этого есть все — и внимание от мужских команд, и в конце концов обучение тренеров. Нам просто нужно время.

Отличия российского чемпионата от зарубежных

Один из показателей развития футбола в стране — выступление игроков в топ-чемпионатах. Несколько россиянок подписали контракты с хорошими зарубежными клубами. Последний громкий трансфер — Алсу Абдуллина перешла из «Локомотива» в «Челси» в декабре 2021 года.

Узнаем, сложно ли играть за границей и какие шансы у Алсу закрепиться в основе лондонской команды.

Почему вы решили переехать и играть в другом чемпионате?

Екатерина Тырышкина: У меня были сложные отношения с «Кубаночкой», я разорвала контракт. И просто думала, почему бы не поехать. Тогда помог мой друг, и мы, три футболистки, уехали в Финляндию. После того, как я отыграла полгода там, у меня появился агент, меня звали попробоваться в другие чемпионаты. Я поехала в Италию, и потом оказалась во Франции. Здесь уже пятый год. Просто вот такое желание играть в футбол, выучить языки и так далее.

Алина Мягкова: Я играла в студенческой лиге в Америке. Решила туда переехать, потому что там классное образование, которое котируется во всем мире. Мне его полностью оплатили из-за того, что я игрок сборной. Получается, играла за их университет. Вторая причина — выучить английский. А третья — студенческий уровень местного футбола не хуже, чем наша высшая лига. В любом случае, это классный жизненный опыт. Мне очень понравилось в Америке

Елена Терехова: После Евро, где мы стали чемпионками до 19 лет, нас позвали в американский клуб. На то время он был один из самых хороших, там было много иностранных девочек и сборницы Америки. Недолго думая, мы с Еленой Даниловой, которая там сейчас проживает и тренирует детей, решили попробовать. Почему нет? 20 лет — это прекрасный возраст, чтобы сделать это. И мы безусловно не прогадали, получили колоссальный опыт, много знакомых и друзей. Да и в целом, выиграть чемпионат Америки — это очень достойно.

Когда переехали, в чем почувствовали разницу?

Екатерина Тырышкина: Когда переехала, почувствовала разницу абсолютно во всем. Другая страна, другой менталитет, другая еда, другой стиль жизни. Мне показалось все другим. Больше всего меня удивило то, что девчонки в Европе к победам и поражениям относятся практически одинаково. Проиграли матч, могут зайти в раздевалку и начать шутить, смеяться, что-то обсуждать. Такая у них легкость есть. У нас в России менталитет такой, что когда проиграл, то проиграл — будем ходить, думать и накручивать.

Алина Мягкова: Тренировки у нас были каждый день по 4 часа. 3 часа у нас было поле, а 1 час — зал. Потом все сразу шли на учебу. Была реально большая конкуренция. В нашем первом студенческом дивизионе было 300 команд, а в каждой команде в районе 28 человек в заявке. И если кто-то ломается, на его место просто приходит другой игрок. Все бились. У них реально менталитет такой — биться до последнего за университет, за команду.

Елена Терехова: Разница была в менталитете, в отношениях, в общении. Все было как-то гораздо проще. Больше расслабленности и в то же время концентрации на тренировках. Было много физической подготовки. Наверное, даже посерьезнее, чем в нашей стране. Там стараются все делать через матчи и практику. Игры бывают через третий день на четвертый, поэтому все было активно, бодро. Футболистки все знали, зачем они туда приехали, все хотели добиться цели.

Какие главные отличия зарубежного чемпионата от российского?

Екатерина Тырышкина: Мне сложно сравнить. В российском чемпионате я играла в 2015 году. Думаю, что стабильностью отличается какой-то. В России в одно время вообще было 8 команд. А по уровню не могу судить.

Алина Мягкова: В студенческой лиге Америки больший упор на физические данные. У нас каждый день был тренажерный зал, и даже в предыгровую тренировку мы могли делать штанги. А на следующий день у нас матч. Штанги, фитнес, спринты — очень сильный упор идет на физику. Но из-за этого у нас было очень много травм в сезоне.

Елена Терехова: Главное отличие — это, конечно, уровень игроков. Если мы заглянем в чемпионаты Франции и Англии, там сплошные легионеры крутые, игроки сборных. Швеция тоже ставит акцент на своих воспитанниц, но и приглашает легионеров, тратит на это немалые деньги. Испания сейчас бьет все рекорды по вложению денег в женский футбол. Италия тоже. Все страны Европы и Америка вкладываются. Там другие зарплаты, другое отношение в целом к женскому футболу. На стадионы приходят люди, они болеют. Плюс крутые раскрученные Инстаграмы, супермедийность. Это отличие менталитета. В Европе абсолютно спокойно относятся к женскому футболу.

Во время игры за рубежом скучаете по России? Чего не хватает больше всего?

Екатерина Тырышкина: Если честно, я уже давно переболела эти моменты скучания. Просто скучаю по атмосфере, по Ангарску, своим друзьям. Скучаю по прогулкам, по лету, зиме, снегу. Стараюсь почаще приезжать домой, проводить здесь время и заряжать батарейки..

Алина Мягкова: В принципе, если что-то случится, родители не смогут приехать. Сложно получить визу, и долгий перелет — 10-11 часов до Нью-Йорка. В начале было сложно туда уехать. Потом с языком было сложно, но сейчас я его знаю в совершенстве. И иногда скучаю по еде — гречка, борщ, пельмени. Сильно скучаю по русской кухне.

Елена Терехова: Если мы долго отсутствуем, то скучаем, конечно. Но прям тоски в Штатах не было. Да, соскучились, но все же надо больше времени не быть в России, чтобы очень соскучиться. Года 2-3. Не хватает больше всего русской кухни. Я очень люблю домашнюю пищу, все, что готовят дома.

Многие мальчики мечтают оказаться в «Барселоне», «Реале», «Ливерпуле». А на какие клубы ориентируются девушки?

Екатерина Тырышкина: Вот смотрите. Года 3-4 назад «Барселона» была играющей командой, но сейчас особо ничего не показывает и не проявляет себя. И тут оп, выиграли Лигу чемпионов. Думаю, такие же клубы, как в мужском футболе. Но в женском не все команды такого же статуса и рейтинга, как «Реал». Если ты говоришь про мужской футбол, то это большой клуб. А если про женский, то он появился вообще года 2 назад. Думаю, девушки хотят оказаться в таких клубах, как «Вольфсбург», «Лион», «ПСЖ».

Алина Мягкова: Думаю, примерно то же самое, как в мужском футболе. Только некоторые девочки хотят уехать в Америку, потому что там сильный чемпионат. А европейские команды те же самые.

Елена Терехова: Как мы видим сейчас, девочки тоже мечтают оказаться в таких клубах. Поиграть в женских «Реале», «Барселоне», «Челси», «ПСЖ» — что может быть лучше? Каждая девочка мечтает этого добиться, поэтому здесь мы сравнялись с парнями.

Недавно Алсу Абдуллина перешла в «Челси», который дважды подряд выиграл чемпионат и дошел до финала Лиги чемпионов. Получится ли у нее закрепиться там в основе?

Екатерина Тырышкина: Это все от Алсу зависит. Не знаю чемпионат Англии, я там никогда не играла.

Алина Мягкова: Это очень круто, огромный шаг для популяризации российского женского футбола. Кто-то перешел в такой топ-клуб с мировым именем. Надеюсь, что Алсу будет выдерживать конкуренцию и играть. Она хороший игрок, у нее должно все получиться.

Елена Терехова: Она очень талантливая девочка. Всегда выделяла ее из всего нашего российского чемпионата. Очень нравится, как она играет. При такой атмосфере, куда она попала, с такой командой и игроками у нее просто нет шансов, чтобы не вырасти, не закрепиться и не выиграть трофеи. Она молодая, у нее прекрасные физические данные. У нее твердый характер. Уверена, она добьется всего.

Елена Фомина: Это молодой игрок, который хочет играть, стремиться к высоким результатам и ставить для себя высокие задачи. Подняла свою планку. Мы рады, что она выиграла с нами все трофеи и сделала такой хороший шаг в карьере, перешла в «Челси». Мы понимаем, что даже хорошего уровня футболистки не всегда играют, потому что есть определенная тактическая схема и задачи на каждый матч. Очень хотелось бы, чтобы Алсу закрепилась, прочувствовала на себе уровень английского футбола и показала пример для всех остальных девчонок.

Будущее российского футбола

Этот вопрос мы обсудили в нашем видео, которое можно посмотреть здесь. В нем снялись Елена Терехова, действующая профессиональная футболистка Людмила Шадрина и блогер Света Думич. Обсудили с ними будущее игры в России и многое другое!

━━━━━

Михаил Целиков