Заложники системы: как школьные знания влияют на отчисление из университета
Именно в первые семестры учебы студенты понимают, хотят ли учиться дальше. На это желание влияют разные причины. Ученые из Института образования ВШЭ выяснили решающие факторы отчисления студентов. Рассказываем о том, что влияет на нежелание или отсутствие возможности продолжать обучение в вузе.
Ведущий фактор — неподготовленность студентов
Исследователи заключили, что 72% студентов следуют изначально выбранной траектории и по итогу заканчивают университет. Однако каждый пятый учащийся (19%) покидает вуз.
Ученым удалось установить, что высокая вероятность отчислиться ко второму курсу связана с уровнем довузовской подготовки. У студентов с самыми низкими баллами ЕГЭ — до 50 — в полтора раза выше риск отсева по сравнению с другими.
Чтобы университету не урезали финансирование за чрезмерный отсев студентов, вузам приходится идти на компромисс. В итоге за партой с отличниками садятся троечники, и преподавателям приходится изрядно потрудиться, чтобы абсолютно все студенты смогли усвоить поданный материал. Получается это далеко не у всех, поэтому качество образования начинает страдать: если акцент делается на знаниях отличников, троечники окончательно «скатываются», а если на троечниках — отличники начинают скучать и несерьезно относиться к обучению. Все это так или иначе влияет на интерес и желание обучаться на программе в дальнейшем.
Оказалось также, что обучение в профильном классе и другие характеристики студентов (например, социально-экономический статус семьи) практически не связаны с риском выбытия.
Потеря интереса и смена ориентиров
Причин ухода из университета довольно много. Помимо психологических особенностей и недостаточной внутренней мотивации возможна смена ориентиров. Студент может бросить вуз, если обучение не оправдало ожиданий. Также у тех, чей фактический выбор направления в вузе не соответствовал желаемому, гораздо больше шансов выбыть.
Частое отчисление также может быть связано с неправильным выбором вуза. Если абитуриент не нашел свое место в жизни и/или вовремя не прошел профориентацию, ему будет довольно сложно определиться с траекторией обучения. В таком случае на будущего студента начинают давить социальные нормы. Высшее образование часто расценивается как нечто непременное, без чего в жизни обойтись нельзя. Это заставляет подростков с самого начала делать неправильный для себя выбор.
Чтобы помочь студентам удержаться в университете, ученые советуют поддерживать, а не порицать тех, кто прогуливает занятия и не выходит на контакт. Если же студент решил отчислиться из-за смены курса жизни, в таком случае учебному офису придется лишь поддержать его решение.
В то же время у учащихся могут быть наставники, во власти которых сориентировать подопечных в случае неуверенности в себе и своем будущем. По словам ученых, погружение в жизнь вуза и общение с другими студентами помогает почувствовать свою принадлежность к университету. Это, в свою очередь, помогает не бросить учебу на полпути.