Вычислить по отпечаткам: как дактилоскопия навсегда изменила мир криминалистики
120 лет назад в судебной системе впервые была использована дактилоскопия — опознание человека по отпечаткам пальцев. Метод, придуманный обычным секретарем, полностью перевернул работу криминалистов. Если раньше подозреваемых могли отправить в тюрьму без особых доказательств (например, из-за цвета кожи или отсутствия других подозреваемых), то впоследствии именно дактилоскопический анализ стал основным индикатором того, был ли человек причастен к преступлению или нет. Рассказываем о том, как зародилась революционная техника, как она изменила мир и правда ли, что ей можно полностью доверять.
Кто и когда придумал дактилоскопию?
Изобретателем анализа по отпечаткам пальцев считается британец Уильям Гершель. В 1858 году он работал в Бенгалии (Индия) с финансовыми документами, по которым наемные солдаты-индусы получали жалование. Для колонизаторов местные жители казались очень похожими друг на друга, поэтому индийцы часто мошенничали и приходили за деньгами не один раз, а иногда даже приводили с собой друзей или родственников.
При этом документы не закреплялись подписью — вместо нее солдаты использовали отпечатки пальцев. Изучив несколько экземпляров, Гершель обнаружил, что все они отличаются друг от друга и по рисунку можно точно идентифицировать человека. Именно благодаря сверке отпечатков махинации в конце концов удалось прекратить.
Гершель собирал свою дактилоскопическую картотеку почти два десятка лет — она показала, что отпечатки пальцев одного человека никогда не совпадают с другими и с течением времени остаются неизменны. Чиновник написал о своем открытии главному инспектору тюрем Бенгалии, предложив ему использовать метод среди арестантов. Но инспектор решил, что тот нездоров, и вежливо отклонил предложение.
После этого секретарь погрузился в затяжную депрессию, но свое открытие все же зафиксировал в труде «Происхождение дактилоскопии» (daktylos — палец и skopeo — смотрю). Вскоре врач Генри Фулдс составил первое руководство для снятия отпечатков пальцев, а антрополог Френсис Гальтон вычислил, что совпадение узоров на всех десяти пальцах у разных людей практически невозможно, поскольку вероятность полной идентичности равна 1 из 64 млрд (относительно численности населения планеты в конце XIX века).
Основателем дактилоскопической системы регистрации стал генеральный инспектор индийско-британской полиции Эдвард Генри, подробно изучивший труд Гальтона. В течение нескольких лет после первого использования метода в 1897 году полиция под руководством Генри поймала около тысячи преступников.
Тем не менее дактилоскопия еще долгие десятилетия оставалась невостребованной, а самой модной криминалистической техникой считался бертильонаж — поиск преступников с помощью измерения разных частей тела. Его автор, инспектор французской полиции Альфонс Бертильон, слабо верил в дактилоскопию: в 1911 году, когда из Лувра похитили «Мона Лизу», он отказался искать вора по оставленному им отпечатку пальца. Но спустя три года, когда картина чудом нашлась, Международный полицейский конгресс, вопреки методике Бертильона, проголосовал в пользу дактилоскопии. Так она стала основным методом криминалистики.
Как работает дактилоскопия?
Чтобы получить четкие отпечатки, ладони смазывают черной липкой краской и затем прикладывают их к белому бланку плотностью не менее 120 г/м (на нем указаны персональные данные человека, оставляющего оттиски). Сначала снимают пальцы (начиная с большого пальца правой руки и заканчивая мизинцем левой), а на обратной стороне — уже всю ладонь. В итоге получатся черно-белые оттиски с папиллярными узорами подушечек пальцев и размером ладони. Современные технологии позволяют обходиться без краски и прикладывать пальцы с высокоточному сканеру.
В России результат анализа заносят в федеральный реестр МВД, работающий на автоматической дактилоскопической системе AFIS (Automated Fingerprint Identification System — «Автоматизированная Дактилоскопическая Идентификационная система») — она самостоятельно соотносит отпечатки с другими, имеющимися в базе. На ней же работают зарубежные реестры.
Как дактилоскопия изменила работу криминалистов?
Работа с отпечатками пальцев позволила не только ускорить текущие расследования, но и пересмотреть старые дела. Так, в 1993 году полиция Лос-Анджелеса случайным образом выбрала нераскрытые преступления за 1963 год, чтобы протестировать автоматическую систему сопоставления отпечатков. Благодаря этому удалось раскрыть кровавое убийство официантки, совершенное тридцатью годами ранее, и привлечь убийцу к суду.
Дактилоскопия также помогала помогала реабилитировать ошибочно осужденных граждан. В 2019 году суд оправдал 58-летнего афроамериканца Арчи Уильямса, отсидевшего 36 лет за изнасилование и убийство, которые он не совершал. Исправить несправедливость помог анализ отпечатков, на который ушло всего около часа. Выяснилось, что настоящий преступник умер в тюрьме еще в 1996 году, отбывая наказание за пять изнасилований.
В России таким образом тоже раскрыли немало дел. В 2014 году — спустя 16 лет после преступления — правоохранители задержали мужчину, убившего свою соседку в Крыму и сбежавшего в Россию. Когда полуостров вернулся в состав РФ, делом занялись уже российские следователи, которые вычислили преступника по оставленному им отпечатку пальца.
Правда, что каждый отпечаток пальца уникален?
Да. Отпечаток пальца одного человека не будет аналогичен отпечатку другого — даже у однояйцевых близнецов. Узор на пальцах образуется на ладонях плода примерно в середине беременности: тогда они обретают свой уникальный рисунок, который сохранится вплоть до смерти.
Конечно, узор внешнего эпидермиса можно изменить искусственно — с помощью механических повреждений или пластической операции. Однако даже герои известных кинолент прибегают к более безопасному способу, чтобы не выдать себя, — например, перчаткам. При этом, несмотря на уникальность узора на пальце, даже дактилоскопия может допустить ошибку.
Почему даже дактилоскопии нельзя доверять?
До сих пор в мире не существует единой системы анализа и сравнения дактилоскопических данных по папиллярным узорам. Одни страны соотносят отпечатки по 30 точкам, другие — по 7, 10 или 12. Один этот факт дает поле для субъективной оценки эксперта. Ту же ошибку может совершить и автоматическая дактилоскопическая система.
Порядок работы на месте преступления играет не менее важную роль. Так, может быть нарушена методика сбора ДНК-материалов. Из-за этого есть риск неверного соотнесения данных: например, неточно снятый отпечаток пальца с места преступления будет идентичен отпечатку невиновного человека.
Известна история ошибочно осужденного американского адвоката Брэндона Мэйфилда — его связали со взрывами в Мадриде 11 марта 2004 года. Четыре эксперта ФБР соотнесли отпечатки пальцев Мэйфилда с найденными на пакете от детонаторных колпачков. Две недели его жестко допрашивали следователи — до тех пор пока не нашелся настоящий террорист, алжирец Оухнане Дауд.
Американская ассоциация содействия развитию науки также ставила под сомнение научную обоснованность анализа отпечатков пальцев. Изучив истории, в которых дактилоскопия привела к невиновным людям, эксперты пришли к выводу, что идентификация по отпечаткам не так надежна. Но ее вклад при расследовании преступлений все равно неоспорим.