Как атлеты проявляли героизм во время ВОВ? Интервью с директором Музея спорта
Спортсмены сыграли важную роль во время Великой Отечественной войны. Одни атлеты отправились на фронт и совершали подвиги. Другие остались в тылу и участвовали в соревнованиях, чтобы помочь людям отвлечься и показать, что жизнь продолжается.
К 77-летию Великой победы мы поговорили с директором Государственного музея спорта и зампредседателя Комиссии ОПРФ по физкультуре и популяризации ЗОЖ Еленой Истягиной-Елисеевой, чтобы больше узнать о том периоде и вкладе чемпионов в преодоление тяжелого времени.
В материале вы узнаете:
• Почему спортсменов не отпускали воевать и как они добивались разрешения отправиться на фронт
• Какие подвиги совершали атлеты на войне
• Почему музей сделал проект про Великую Отечественную войну в комикс-стилистике
• Почему еще до начала ВОВ в комплекс ГТО добавили нормативы по метанию гранат
• Какие соревнования проводили в СССР во время войны
• Историю матчей «жизни» и «смерти»
• Как после концлагерей и ранений спортсмены возвращали форму и становились чемпионами
Спортсмены на фронте
— Многих спортсменов не пускали на войну, выдавали им освобождение от призыва. Почему?
— Кто такой спортсмен, для чего нужен чемпион? Есть социальная функция у этой профессии — быть героем. И атлеты-чемпионы становились для людей примером мужества, силы, отваги, дисциплины, возможности преодолеть невозможное. Поэтому в русле пропагандистской работы — я, кстати, не вижу в этом термине ничего плохого, все государства этим занимаются — с учетом огромных потерь первого периода Великой Отечественной войны советское правительство не хотело, чтобы убивали символов. Это всегда резонансно, когда погибают знаменитые люди. Из-за этого можно выстроить целую историю, которая пойдет во вред, поэтому спортсменов, влиятельных артистов, писателей и поэтов придерживали. Особенно спортсменов, имеющих такую всесоюзную славу, как у Николая Королева.
— Атлеты все равно отправлялись на фронт. Как они добивались разрешения?
— Конечно, им пришлось попотеть, чтобы попасть на фронт. Королев обошел несколько военкоматов, ему везде отказывали. Он настаивал: «Берите меня». А ему говорили: «У вас бронь, вы вообще в последнюю очередь пойдете». И вот Николай услышал, что на стадионе «Динамо» идет сбор таких же спортсменов-чемпионов, которые хотят на фронт. Был знаменитый митинг атлетов, которые с трибуны говорили: «Мы пойдем».
В итоге принимается решение о формировании Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН). И туда берут почти всех атлетов, редко там был человек без спортивного разряда. Работы отряда были разные — в основном диверсионные и разведывательные. ОМСБОНовцы составили боевую группу. Можно сказать, что современные спецназовцы и военная разведка — это как раз наследники той самой бригады особого назначения.
Надо сказать, что наши товарищи были очень принципиальны в своем желании служить Родине. Чемпионство накладывало обязательство. Большая часть спортсменов в быту и в общении демонстрировали скромность и умеренность. При этом, конечно, они были люди амбициозные. Их задевали проигрыши, они стремились к победам и хотели быть первыми, лучшими.
Про того же Королева говорили, что он был очень умеренный человек. У него, кстати, было интеллектуальное хобби — радиоэлектроника. Это к вопросу о том, что они еще и умные были.
— В каких еще отрядах служили атлеты?
— Во всех. Спортсмены попадали во все рода войск, начиная от летчиков, заканчивая артиллеристами, танкистами и так далее. Чаще всего их использовали в разведке за счет физических качеств, которые превышали качества обычного человека. Например, футболист Владимир Савдунин служил в разведке при роте 50-й танковой бригады. Он, кстати, участник легендарного турне по Великобритании.
Великая Отечественная война в комиксе
— У музея есть проект «Страна героев», посвященный спортсменам-воинам и их подвигам. Почему выбрали для него комикс-стилистику?
— Почему бы и нет. У нас недавно была короткая выставка в Совете Федерации, там проходили мимо наши сенаторы, и некоторые говорили: «Нельзя о Великой Отечественной войне в комиксе!». Почему?
Мы понимали, что комиксы — это изначально не наша история, и она сложно воспринимается нашим поколением. Поэтому мы внутрь комиксовой формы заложили стилистику советского агитплаката и книжные иллюстрации. Даже самые старшие ветераны очень лояльно реагируют на иллюстрированный рассказ. Здесь нет проблемы. Комиксы существуют больше 100 лет. Эта стилистика развивается, она завоевала право на существование.
Моя большая мечта — сделать большие граффити в городах. Можно использовать это для обращения к разным группам населения, в том числе и к молодежи. Среди художников есть потрясающие граффитисты. Думаю, что это было бы отличной идеей — обратиться к ним с предложением воплотить «Страну героев» в городах нашей большой и необъятной Родины.
Чтобы узнать героя, нужна подводка к нему. Обращаясь к комиксам, без подводки Супермен был бы странным человеком в обтягивающем трико с трусами поверх верхней одежды. Но о нем рассказывается целая история. То же самое про реальных героев. «Вот это, Вася, твой герой». А почему для него это должен быть герой? Над этим нужно работать, и в музее это в приоритете. Мы хранители истории. Мы можем рассказать ее реальную — в цифрах и фактах.
— Какая история лично вас поразила больше всего, когда вы делали проект?
— Меня больше всего впечатлила история Александра Мамкина. Это обычный физкультурник. Он был летчиком гражданской авиации, очень аккуратным, профессиональным. До войны был на очень хорошим счету, его не хотели отпускать на фронт, потому что истребители часто сбивали, а летчиков гражданской авиации, которые перевозили грузы, было проблемно найти и подготовить. Он все-таки ушел на фронт, сделал 33 боевых вылета, перевез большое количество боеприпасов, вывозил раненых партизан. У него не было ни одного срыва, ни одного аварийного происшествия.
Мамкин участвовал на задании в Полоцке. Партизаны довели до сведения, что фашисты захватили детский дом. Дети были в плохом состоянии, они начали болеть вплоть до тифа. А здоровых ребят использовали для переливания крови раненым немцам. Была разработана операция по их спасению. Руководители этого детдома убедили фашистов перевести их в другое место, потому что там будет лучше брать кровь. Детей собрали и начали перевозить. Вот эту группу при перемещении захватили партизаны, но нужно было переправить детей за линию фронта. Тогда Мамкин начал перевозить их ночью. Его самолет не был предназначен для перевозки людей, он грузовой. Александр сделал восемь вылетов, а на девятом его обнаружили и подбили. Мамкин летел и горел. Огонь распространился, и в таких случаях у летчика есть инструкция покидать самолет с парашютом. Понятно, этот парашют был один, только у него. И он летел до последнего, пересекая линию фронта. Он сгорел заживо. Посадил самолет и скончался от ожогов. Когда его историю рассказывали, говорили, что в него вплавились шлем и очки. Каждый раз я переживаю.
Это не великий спортсмен, это физкультурник. Но человек, постоянно занимающийся спортом, развивавший себя и физически, и морально. Спорт — один из лучших педагогических инструментов. Не придумали ничего лучше, как учить детей преодолевать себя и воспитывать характер, чем через спорт. Все это дает не только тело, которое бодро бегает, но и дух, который принимает решение. Представьте человека довольно молодого, который летит, сгорая заживо. И у него принято это решение. Он же все понимает. Это и есть самый большой подвиг, который может совершить спортсмен или физкультурник. Наша задача — рассказывать про эти подвиги, потому что мы являемся наследниками таких великих людей.
ГТО и соревнования по метанию гранат
— В музее хранятся грамоты за призовые места в соревнованиях по метанию гранаты. Какие еще были военные спортивные дисциплины?
— Очень часто молодые люди хохмят по поводу метания гранаты, но тут опять же нужно понимать исторический контекст. Комплекс ГТО формировался в 30-е годы. Это была попытка советского правительства научить население, почти полностью состоявшее из рабочих и крестьян, основам физического воспитания, гигиены, досугу позитивному, а не девиантному. Не секрет, что после трудовой смены или тяжелой работы рабочие часто шли заниматься бескультурным питьем. Чтобы население воспитывать, нужен инструмент. Всех вместе в театр не приведешь и балерину не покажешь.
Оказалось, что через спорт это воспитание происходит наилучшим образом. Плюс советское государство решало свои задачи, понимая, что по периметру стоят враги, что война практически неизбежна. Была задача воспитать не только физически здоровое население, но и еще хотя бы чуть-чуть обороноспособное. В 20-30-е годы очень творчески подходили к формированию эстетических идеалов населения. Это действительно работало.
Знак ГТО был основой физического воспитания в СССР. Он разрабатывался очень неглупо. Люди должны были развивать все физические качества. Нормативы были вариативные. Например, ты можешь выносливость сдать на лыжах, а можешь в марафоне и кроссе с боевой выкладкой. Еще учили водить транспорт и оказывать первую медицинскую помощь. Когда комплектовали вариативные нормативы, они были приближены к тем условиям, в которых находились люди. Например, силовой норматив: взять ящик с боеприпасами и перенести на 50 м. Метнуть гранату или прыгнуть на ширину окопа — это более комплексная работа, чем «а давайте мы прыгнем на метр».
Еще нужно сказать, что за нормы ГТО не поощряли бешеными деньгами. Наличие знака было знаком качества гражданина. «Я смог это сделать, у меня он есть, я горжусь». Наше население — народ победителей. Тут и пошел флешмоб: количество сдавших нормативы ГТО росло взрывными темпами. А когда ввели ГТО второй ступени, там были очень серьезные нормы, которые не каждый разрядник сможет сдать. Нормативы были приближены или соответствовали сдачи разрядов по нескольким видам спорта.
Для многих вещей знак ГТО был обязателен. Во время парада физкультурников и парада на Красной площади человек не мог войти в колонну без значка ГТО. При поступлении в спортивный ВУЗ это тоже учитывалось.
Турниры в СССР во времена ВОВ
— Каким был спорт в СССР во время войны?
— В советское время к моменту начала войны народ был очень спортивный и массово вовлеченный в регулярные занятия физической культурой. В Парке Горького играли волейболисты, там было прямо намоленное место, огромное количество площадок. Причем, чем глубже в парк, тем более серьезный уровень был у тех, кто играл. В Сокольниках были и хоккей, и футбол. Каждый парк — это история спорта, как она есть.
Чемпионы пошли на фронт, но это не значит, что они ушли все поголовно. Люди так или иначе играли, и массовые соревнования вызывали не меньший интерес, чем игра мэтров и мастеров. Поэтому одним из лучших способов показать, что жизнь не останавливается, было проведение спортивных мероприятий. Для людей это был способ хоть на несколько часов развеять ужасы войны. И музыканты играли, и спектакли показывали. Для всего мира это была еще и демонстрация того, что мы уверены в своем будущем.
Уныние считается одним из худших грехов. Это было нужно, чтобы не допустить пораженческих настроений. В блокадном Ленинграде был кромешный ад, в Сталинграде играли через несколько месяцев после освобождения. Город в руинах, и тут матч затеяли. Неважно было, кто победит, какой счет будет. Было важно, что дух не сломлен, люди играют, занимаются спортом. Это очень впечатляло наших зарубежных партнеров и противников.
— Какие спортивные события военного периода были самыми знаковыми и важными?
— Была популярна гимнастика, очень полюбили кроссы, особенно по освобожденным территориям. Это были символы победы, когда люди выстраивались вдоль разрушенной дороги, а спортсмены бежали и показывали, что они снова тут. Конечно, футбол, волейбол и игровые виды спорта еще. Есть даже фотография, как бойцы в промежутках между боями натягивают веревку и играют в волейбол.
В нашей стране всегда очень любили легкую атлетику, показывали блестящие результаты. В 1942-м году на стадионе «Динамо» в Москве был организован забег на 20 тыс м. Победил Феодосий Ванин, умудрившись побить мировой рекорд. Идет Вторая мировая война, а он ставит мировой рекорд. Причем Ванин улучшил его на десять секунд.
Еще знаменита легкоатлетическая эстафета по Садовому кольцу. Она проводилась и в 1942-м, и в 1943-м, и в 1944-м, не прерываясь даже во время авиационных налетов. Люди не разбегались по бомбоубежищам, а продолжали кросс.
«Матчи жизни и смерти»
— Расскажите про матчи «жизни» и «смерти». Какая история у этих игр?
— «Матч смерти» — это история, как в концлагере среди пленных оказалась группа советских футболистов. Из них в 1942 году организовали команду «Старт». У нее было две игры с командой «Флакельф», собранной из немецких солдат ПВО, летчиков и механиков. Первую встречу советские спортсмены выиграли. Соперники потребовали матч-реванш. И по некоторым версиям, футболистов «Старта» предупредили, что лучше им не побеждать снова. Проигрывайте и не гундите, останетесь в живых. Спортсмены решили, что они выиграют, и сделали это. Большую часть из них забрали в гестапо и расстреляли. И только в 1965-м разыскали оставшихся в живых и вручили им боевые медали. Погибшим тоже их присвоили.
«Матч жизни» — тоже суперизвестная история, как в мае 1942 года в блокадном Ленинграде встречались «Динамо» и команда металлического завода. Спортсмены были истощены, поэтому играли по сокращенному регламенту — два тайма по 30 минут. В середине матча был авиационный налет, пришлось прерваться. И все же они нашли в себе силы закончить игру. Но на самом деле, никому не важен был результат. Спортсмены покидали поле, обнявшись, помогая друг другу. Эта история прозвучала на весь мир. Футболисты стали героями. Этот матч транслировали на всю страну и даже сделали запись, которую ставили на боевых позициях не только с нашей стороны, но и чтобы немцам было слышно.
Историй чудных много. В Сталинграде в 1943 году через несколько месяцев после освобождения в городе посреди руин, где ничего нет, решили восстановить стадион «Азот», и на нем состоялся матч, который собрал 10 тыс зрителей. Людей было в три раза больше, чем вмещали трибуны. В Лондоне газета The Times писала, что Сталинград снова удивляет мир. И если русские могут играть там в футбол, то это свидетельствует, что они уверены в будущем. Это 1943-й год, до победы оставалось долго.
Возвращение в спорт после ранений
— Были случаи, когда люди возвращались в спорт после ранений и становились чемпионами. Чем это можно объяснить — невысоким уровнем соревнований в послевоенные годы, реабилитационной медициной или волей атлетов?
— Что касается невероятной реабилитационной медицины, то полевой госпиталь к такому не относится. У нас первое участие СССР в Олимпийских играх состоялось в 1952 году. Это был фактически первый массовый выезд команды представителей разных видов спорта за рубеж. Они туда ехали, не представляя, как это вообще будет. Большая часть той команды состояла из воевавших людей и детей войны. У многих были тяжелые ранения.
Некоторые, как Виктор Чукарин, прошли концентрационные лагеря. Молодой советский гимнаст в начале войны попал в плен, прошел полтора десятка концлагерей. В 1945 году его чудом смогли освободить. Он находился на барже смерти, которую заминировали и выпустили в море. Почему-то она не взорвалась, и союзники подцепили людей и привезли. Чукарина мать не узнала. Виктор начал восстанавливаться, чтобы вести нормальный образ жизни, потому что взрослый молодой мужчина весил 40 кг с небольшим. Потом он снова увлекся гимнастикой и увлекся так, что стал 7-кратным олимпийским чемпионом.
Это была не реабилитационная медицина. Многие свои первые снаряды он сделал сам в сарае. Потом стал заниматься в профессиональном зале. Что его заставляло работать? Мне кажется, это уровень внутренней воли, который позволил выжить в концлагере. И когда он приходит развалиной и восстанавливает себя самостоятельно так, чтобы иметь возможность вернуться и выиграть у лучших спортсменов мира во всех дисциплинах — это было невозможно.
Сотоварищ Чукарина по команде Грант Шагинян ходил с палочкой. У него была прострелена нога, была операция, он восстанавливался. По-моему, он даже на гимнастический помост вышел с палочкой и тоже стал олимпийским чемпионом. Даже есть гимнастический элемент «вертушка Шагиняна».
Таких историй очень много. Пловцу Леониду Мешкову грозила ампутация после выполнения боевого задания. Он переплывал через реку с товарищем на плечах. Ему прострелили обе руки. Потом в интервью Мешков рассказывал, что проснулся, а вокруг него хирурги обсуждают ампутацию. Он сказал: «Мне нельзя, я спортсмен». И ему удалось оставить руку. Из плеча удалили несколько осколков, один остался. Локоть не сгибался, а он стал многократным чемпионом СССР и устанавливал рекорды. Это не реабилитационная медицина, не чудо фармакологии, это люди чудовищной воли. В таких случаях хочется знать, что в тебе тоже есть часть их крови и наследия. А с другой стороны, это очень обязывает.
Читайте здесь о других подвигах советских спортсменов и их победах в мирное время.
━━━━━
Михаил Целиков