Joshua Hoehne/Unsplash
Joshua Hoehne/Unsplash

Гарантия качества или лишние неудобства? Как работает Болонская система образования

Европейский подход, вдохновленный глобализацией и возросшей ценностью знаний, имеет как плюсы, так и минусы

Минобрнауки России подтвердило намерение выйти из Болонского процесса и отдать приоритет созданию собственной системы образования. По словам главы министерства Валерия Фалькова, к процессу нужно относиться как к прожитому этапу. В основу уникальной российской системы образования планируют возложить интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента. Рассказываем, почему Болонская система несовершенна и, наоборот, какие у нее есть преимущества.

Что такое Болонский процесс?

Более 20 лет назад в итальянском городе Болонья произошло событие, коренным образом изменившее жизнь миллионов людей. В 1999 году министры образования 29 европейских государств собрались в старейшем университете Европы и приняли декларацию о Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО), более известную как Болонская декларация. Стартовал самый масштабный и амбициозный международный образовательный проект в истории человечества.

ЕПВО предназначалось, чтобы:

・Упростить передвижение внутри системы студентов и преподавателей
・Подготовить учащихся к продуктивной роли в обществе
・Предложить более широкий доступ к лучшему высшему образованию

Чтобы поддерживать высокие стандарты этого соглашения, в процессе участвуют все страны-члены ЕС. Многие другие страны были исключены из содружества. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Несмотря на это, подготовка кадров сохранила ориентированность на национальные приоритеты.

Какие есть плюсы?

Те, кто участвует в системе, работают как партнеры, увеличивая содружество между странами на образовательном, экономическом и культурном уровнях. Полученный опыт повышает ценность диплома и вносит огромный вклад в процесс обучения и дальнейшую жизнь.

Среди преимуществ Болонской системы можно отметить следующие:

・Возможность выбирать и изучать именно те предметы, которые нравятся
・Укороченные программы помогают студентам получить опыт работы как можно раньше
・Возможность переходить из одного вуза в другой и даже менять страну обучения без необходимости наверстывать пропущенное время
・Европейское приложение к диплому помогает студентам не из ЕС получить облегченный доступ к образованию за рубежом
・Университеты соблюдают правила прозрачности, которые они используют для мониторинга и контроля своей деятельности
・Взаимное признание квалификаций, выдаваемых университетами разных стран, важно в условиях глобальной экономики

Вузы повсеместно внедряют системы, основанные на кре́дитах, и многие используют систему трех ступеней в качестве базовой квалификационной структуры. Студенты видят результаты обучения в зачетных единицах, которые указывают, что именно они изучали и насколько хорошо справились.

Какие есть минусы?

Несмотря на то, что цель Болонского процесса кажется благородной и история видела много образовательных триумфов на его основе, система не обходится без проблем. Один из минусов заключается в том, что Болонская концепция — относительно новый подход к образованию. А все новое часто влечет проблемы, связанные с реформами.

Среди прочих недостатков можно отметить следующие:

Сжатые версии курсов провоцируют нехватку времени для усвоения информации. Появляется «каша» в голове
・Многие вступительные экзамены проводятся в формате тестирования. Таким способом нельзя получить представление об истинном уровне подготовки студента
・Возможности трудоустройства снижаются из-за более короткой программы и недостатков навыков. Многие в России считают, что за четыре года невозможно подготовить настоящего профессионала
・Старые и новые системы все еще сосуществуют, некоторые — не так гармонично
・Конкурс на бюджетные места постоянно растет
・Бакалавр не может получить магистратуру по другому направлению (в России это возможно)
・У студента есть право самостоятельно формировать расписание, выбирать предметы и определять даты сдачи экзаменов. Однако это подходит не всем. Появляется ощущение ложной свободы, что заставляет отлынивать до последнего

Учитывая все минусы Болонской системы, Минпросвещения РФ выразило готовность взаимодействовать с Минобрнауки для перехода к новой концепции образования. Ранее с таким предложением выступил секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Он призвал вернуться к «своему, лучшему в мире опыту подготовки специалистов». С 2024 года вступает в силу новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, где приоритет отдается обучению в рамках специалитета.

━━━━━

Анастасия Дегтярева