«Все, что мне нужно — это несколько слов»: у кого заимствовал Виктор Цой
21 июня легендарному советскому рок-музыканту Виктору Цою могло бы исполниться 60 лет. За свою недолгую, но яркую жизнь он успел обзавестись множеством поклонников: его обожает как старшее поколение, выросшее на его песнях, так и миллениалы и даже зумеры. Но немногие знают, что Цой (при всем своем безусловном величии) вдохновлялся иностранными проектами и порой не стеснялся заимствовать и копировать чужие идеи. В честь столь важного для российской рок-музыки дня редакция PostNews решила разобраться в этом вопросе.
Кем вдохновлялся Цой?
Друг юности Виктора Цоя и по совместительству гитарист первого состава группы «Кино» Алексей Рыбин рассказывал в интервью Esquire (теперь «Правила жизни»), что музыкант любил The Beatles, уважал тяжелую музыку вроде Black Sabbath и Motörhead, слушал Duran Duran и фанател от Classic Nouveau.
Как и всякая позднесоветская рок-группа, «Кино» сильно вдохновлялась западными проектами. Но заимствовал Цой не у Пола Маккартни и Оззи Осборна, а у британских коллективов вроде The Cure, The Smiths, The Sisters Of Mercy, Joy Division, The Clash и The Police.
Нужно отдать должное Цою, делал он это весьма талантливо и незаметно для советских слушателей. Если «Агата Кристи» была калькой The Cure, «Ария» копировала Iron Maiden, а группа «Секрет» до смешного напоминала The Beatles, то группа «Кино» взяла от всех по чуть-чуть.
Что конкретно заимствовал музыкант?
Различные СМИ и критики выделяют десятки песен британских групп, у которых Цой заимствовал звучание, а иногда даже и смысл текста. У The Cure этими треками стали In Your House (1980) — «Пачка сигарет» (1988); Play For Today (1980) — «Закрой за мной дверь» (1988); Primary (1987) — «Мама, мы все тяжело больны» (1988); Faith (1981) — «Спокойная ночь» (1988); Boys Don't Cry (1980) — «Видели ночь» (1986).
Гитарист «Кино» Юрий Каспарян всегда остро реагировал на сравнение группы Цоя с The Cure и утверждал, что ничего схожего в них не видит: «Пусть так считают, кому хочется. Мне по барабану, если у человека нет собственных ушей». Что ж, уши у нас с вами есть, поэтому давайте послушаем и сделаем вывод сами — плагиат или влияние.
На группу «Кино» также повлияло творчество The Smiths. Особенно это заметно в альбоме «Это не любовь», где можно проследить как схожее романтическое настроение, так и вокальное вдохновение Стивеном Моррисси. Для сравнения мы взяли выпущенную в 1984 году композицию The Smiths — Reel Around The Fountain и песню Цоя «Это не любовь», которая вышла годом позже.
Если вы любитель старого английского инди, вы можете помнить трек Моррисси Girlfriend in a Coma (1987). Удивительно, но в том же году у Цоя вышла песня «Когда твоя девушка больна». В этом случае российский автор вдохновился не только мелодией, но и текстовой концепцией. Основное отличие песен в том, что композиция The Smiths заметно драматичнее. Цой же написал свою в шутку и посвятил больной девушке Каспаряна. Так или иначе, обе по-своему хороши!
Также мы советуем сравнить «Дальше действовать будем мы» (1988) и Amphetamine Logic (1985) группы The Sisters Of Mercy; альбом «Начальник Камчатки» (1984) и релиз Unknown Pleasures (1979) от Joy Division; композицию «Троллейбус» (1983) и London Calling (1979) группы The Clash; «Фильмы» (1986) и Every Breath You Take (1983) группы The Police. Стилистически песни действительно схожи, а местами может даже показаться, что Цой пытался сделать вольный кавер — чего стоит только начало трека «Фильмы».
И несмотря на это, Цой — голос поколения (и не одного)
Музыка и тексты Виктора Цоя навсегда стали культовыми, несмотря на то что порой отсылают к творчеству других музыкантов. Во времена перестройки «Хочу перемен!» приобрела по-настоящему политический смысл и стала неотъемлемой частью различных митингов и акций. Сыгранная на четырех аккордах «Звезда по имени Солнце» (при очевидной простоте) породила сотни кавер-версий и разучивается всеми начинающими гитаристами и по сей день.
В песнях «Кино» людей привлекают ритмические конструкции. По схожим мотивам строятся и военные песни — они простые, запоминающиеся и глубокие. Цой писал о внутренних переменах, конфликтах внутреннего и внешнего мира, был озабочен поиском самого себя в нем.
Основатель группы ДДТ и музыкант Юрий Шевчук объясняет феномен Цоя следующим образом: «Он очень просто говорил о сложных вещах. Его творчество философично. Замечательные, но при этом простые и доходчивые метафоры. Выдающийся автор. Его поют и в окопах, и на улицах, и в переходах».
В каком-то смысле Цой умудрился переосмыслить творчество культовых британских групп и донести до советского слушателя сложное и дефицитное звучание, которого молодежи тогда как раз не хватало. Сегодня песни Цоя есть в репертуаре почти всех уличных музыкантов. Их поют десятки голосов на Старом Арбате, под них снимают тренды в TikTok. Люди продолжают помнить легендарного музыканта и желать перемен. А это самое главное.