AP/ТАСС
AP/ТАСС

«Капитуляции не будет»: почему Сербия и Косово вновь оказались на грани войны

Поводом к конфликту стал спор из-за автомобильных номеров. Но в его основе лежат более глубокие противоречия

31 июля Сербия и Косово в очередной раз подошли к вооруженному конфликту. Военная напряженность усилилась после того, как Приштина решила изменить правила пересечения границы в Северном Косове. Спор не перерос в вооруженный конфликт только из-за вмешательства США и ЕС. Однако всем ясно, что новая эскалация — лишь вопрос времени. Рассказываем, что случилось в Северном Косове и почему трения между Белградом и Приштиной снова в центре внимания.

Что произошло в Косове?

31 июля в северной части Косова начались столкновения между сербским населением и полицией непризнанной республики. Причиной эскалации стали новые правила въезда через границу Сербии, которые должны были заработать с 1 августа.

Президент Сербии Александр Вучич еще днем предупредил, что косовская полиция запланировала силовую операцию против сербов в ночь с 31 июля на 1 августа. Вечером ситуация заметно обострилась: в городе Косовска-Митровица прозвучали сирены воздушной тревоги, албанцы начали стягиваться к мосту, соединяющему север и юг города, а косовский спецназ перекрыл КПП «Брняк» и «Яринье» на границе. В ответ местное сербское население соорудило баррикады на ключевых автомагистралях.

По мере роста напряженности Вучич выступил с еще одним обращением, призвав обе стороны к миру. «Сербский народ в Косово и Метохии все меньше прислушивается к моим мольбам, а я молюсь о сохранении мира любой ценой. Я прошу албанцев остановиться, а сербов не поддаваться на провокации… Мы будем стремиться к миру, но позвольте мне сказать вам прямо: капитуляции не будет, и Сербия победит», — заявил он.

Позже полиция Косова заявила о стрельбе в свою сторону. Перестрелки произошли сразу в нескольких местах, включая оба КПП. Сербия привела армию в полную боевую готовность, а натовский контингент КФОР заявил о намерении вмешаться в случае угрозы стабильности.

Ситуация разрешилась уже после полуночи. После совещания с Генштабом Вучич еще раз попросил международное сообщество повлиять на косовские власти. США и ЕС надавили на власти Косова, и те решили отложить введение спорных правил на месяц.

Местное издание Kosovo Online сообщило, что в ходе стычек пострадал один серб. Среди полицейских нет жертв. По состоянию на утро 1 августа «Брняк» и «Яринье» по-прежнему не работают. В селе Рударе на севера Косова продолжается акция протеста сербов.

Что стало причиной обострения?

Эскалация началась из-за планов Приштины запретить въезд в Северное Косово по сербским документам. Вместо этого сербам предложили выдавать временные справки, действующие 90 дней. Власти непризнанной республики также намеревались начать принудительную перерегистрацию автомобилей местного населения с сербских номеров на номера RKS («Республика Косово»). Процедура должна была продлиться до конца октября — после этого все номера, не прошедшие перерегистрацию, должны были изъять.

Белград выступает резко против этой инициативы, считая ее ущемлением прав этнических сербов. Накануне эскалации директор канцелярии по Косову и Метохии Петар Петкович заявил, что таким образом Приштина намерена выдавливать сербское население и институты из непризнанной республики.

Косовские власти объясняют свои планы нежеланием Сербии признавать номера RKS. Премьер непризнанной республики Альбин Курти считает, что причиной нынешней эскалации стал «сербский национал-шовинизм» и «нелегальные структуры», которые заблокировали дороги за несколько часов до начала выдачи документов.

Автомобильный вопрос в Северном Косове уже приводил к эскалации между Белградом и Приштиной осенью прошлого года. Тогда власти Косова запретили машинам с сербскими номера въезжать на территорию непризнанной республики, что также вылилось в массовые протесты сербов и эскалацию военной напряженности с Белградом.

Недельный конфликт разрешился компромиссом, который достигли при посредничестве ЕС. Сербия согласилась пропускать в через границу автомобили с номерами RKS, но при условии, что косовскую символику будут заклеивать специальными стикерами.

Почему номера вызвали такое напряжение? Или дело не в них?

Несмотря на большой шум, автомобильные номера — не главная причина конфликта между Сербией и Косово. За спором вокруг них скрывается более глубокое противоречие, связанное с территорией Северного Косова.

Территория Северного Косова (выделена красным). Источник: Wikipedia.org
Территория Северного Косова (выделена красным). Источник: Wikipedia.org

Северное Косово — это область между Сербией и Республикой Косово, где проживает преимущественно сербское население. Технически территория входит в состав непризнанной республики, но фактически ее никто не контролирует. Местное население не признает правительство в Приштине, имеет собственные органы власти и продолжает жить по сербским законам. Но Белград также не может эффективно контролировать Северное Косово, поскольку не имеет права вводить туда войска.

В результате Северное Косово стало серой зоной с неопределенным статусом, которая отделена таможенной границей от обоих государств и выступает постоянным предметом спора между ними. В 2013 году Белград и Приштина пришли к частичному компромиссу о статусе этой области, который оформили в виде Брюссельских соглашений. Документ предусматривает, что в Северном Косове сформируют ассоциацию сербских общин с широкой автономией и своими органами власти. Однако он не ослабил этнические противоречия между сербами и албанцами.

Временные уступки Приштины по поводу правил въезда тоже не сняли напряжение — они отодвинули конфликт на время. Однако если Сербия и Косово не смогут прийти к новому компромиссу, то очередная эскалация будет лишь вопросом времени.

━━━━━

Виталий Рюмшин