Станислав Красильников/ТАСС
Станислав Красильников/ТАСС

«Реальный» гений: как Генри Киссинджер стал главным сторонником примирения России и Запада

В 1970-х гг. дипломатия Киссинджера помогла США перевернуть холодную войну в свою пользу. Сегодня он — едва ли не последний «голос разума» на Западе

Эскалация украинского кризиса вернула в инфополе многих уже подзабытых персоналий. Самым ярким из них стал Генри Киссинджер, бывший госсекретарь США и один из немногих оставшихся мастодонтов холодной войны. У Запада сложилось крайне неоднозначное отношение к 99-летнему политику. Тем не менее последние месяцы каждое его высказывание буквально взрывает инфополе, приводя к бурным обсуждениям. Рассказываем, чем известен Генри Киссинджер, за что его критикуют и как он стал главным «голосом разума» на Западе.

Кто такой Генри Киссинджер?

Генри Киссинджер — один из наиболее известных политических деятелей США времен холодной войны. Пик его карьеры пришелся на 1969-1977 гг., когда он занимал должности советника по нацбезопасности и госсекретаря США в командах Ричарда Никсона и Джеральда Форда. В это время Киссинджер сконцентрировал в своих руках все бразды управления внешней политикой, став ее центральной фигурой.

За время работы Киссинджер удостоился Нобелевской премии мира, а эксперты признали его самым эффективным госсекретарем США во второй половине XX века. Но при этом его методы работы сложно было назвать порядочными. Ради достижения цели Киссинджер не раз поддерживал диктаторов и закрывал глаза на массовые убийства.

Квинтэссенцией цинизма экс-госсекретаря стала его позиция по эмиграции евреев из СССР. В разговоре с премьером Израиля Голдой Меир он сказал: «Даже если в Советском Союзе евреев будут отправлять в газовые камеры, это не будет проблемой американцев, разве что гуманитарной проблемой».

В США мало кто оценил столь иезуитские подходы Киссинджера — после отставки его не раз обвиняли в военных преступлениях. Консервативная часть истеблишмента относится с пониманием к «перегибам» экс-госсекретаря, отмечая его заслуги в окончании вьетнамской войны и расколе советско-китайского альянса с помощью челночной дипломатии. А вот леволиберальная публика ненавидит Киссинджера настолько, что буквально отсчитывает дни до того, как «дьявол заберет его домой».

Что он думает по поводу Украины?

В последние годы помимо традиционных обвинений Киссинджеру также стали вменять лоббирование интересов России. Нельзя сказать, что они были беспочвенными — в 2000-х гг. Киссинджер действительно стал активно консультировать Кремль, подружился с президентом РФ Владимиром Путиным и впоследствии нередко выступал с пророссийских позиций.

Регулярное общение с российским руководством фактически вернуло Киссинджера в большую дипломатию. В 2014 году он предложил разрешить украинский кризис, закрыв Киеву дорогу в НАТО, но дав ему возможность вступить в ЕС. Позже администрация Дональда Трампа наняла его для подготовки плана по нормализации отношений с Россией — представленный Киссинджером вариант допускал признание права Москвы на Крым и сферу влияния в постсоветском пространстве.

С обострением конфликта в 2022 году 99-летний патриарх американской политики вновь оказался в центре внимания, предложив свое разрешение ситуации. План Киссинджера, озвученный на Давосском экономическом форуме в мае, был прост. США отказываются от попыток загнать Россию в угол, идут ей на уступки в вопросах Крыма и Донбасса, а взамен Москва соглашается на нейтральный статус Украины как «моста» между Востоком и Западом.

Впрочем, его позиция снова не нашла отклика — Киссинджеру ответили насмешками, а также обвинениям в непонимании ситуации и соглашательстве с Москвой. Крайне негативная реакция заставила экс-госсекретаря взять свои слова назад. Однако 12 августа в интервью газете The Wall Street Journal он развернуто ответил критикам, вновь призвав США искать выход из сложившейся ситуации.

«Мы слишком сильно поддаемся сиюминутным эмоциям… Мы находимся на грани войны с Россией и Китаем по вопросам, которые мы частично создали, не имея малейшего представления о том, чем это закончится или к чему это должно привести», — констатировал Киссинджер.

Какая у него философия?

Озвучивая непопулярные мысли и принимая еще более непопулярные решения, Киссинджер приобрел на Западе репутацию этакого «гениального негодяя», или того хуже — «агента Москвы». На деле же он не является ни тем, ни другим.

Генри Киссинджер — это олицетворение классической философии Realpolitik. Как и отцы-основатели этой школы мысли, Киссинджер рассматривает любое внешнеполитическое действие с позиций выгоды и национальных интересов, без оглядки на идеологические установки, законы и нормы морали.

Такой подход едва ли можно назвать изящным, однако он неоднократно помогал Киссинджеру давать трезвую оценку мировым проблемам. Он же сделал 99-летнего политика, пожалуй, главным «голосом разума» на Западе.

«Генри Киссинджер находится в парадоксальной ситуации. С одной стороны, он пользуется широким уважением, особенно на Западе. С другой, его игнорируют, особенно в собственной стране. Если бы к нему прислушались, то у нас не было бы кризисов на Украине и Тайване», — считает бывший постпред Сингапура в ООН Кишор Махбубани.

«Когда Киссинджер пришел во власть… он сосредоточился на беспристрастной оценке национальных интересов и сумел ловко сбалансировать отношения с Россией и Китаем, — писал американский журналист Уолтер Исааксон. — Полагаю, такой подход не очень подходил к запросам американской публики того времени.... Но я убежден, что в наше время мы должны использовать гораздо больше киссинджерианского реализма в дискуссиях о международной политике».

━━━━━

Виталий Рюмшин