От «Морозко» до «Ширли-мырли»: 5 главных ролей великой Инны Чуриковой
5 октября народной артистке СССР Инне Чуриковой могло исполниться 80 лет. За свою карьеру звезда театра и кино снялась в более чем 40 картинах. Талант и разноплановость Чуриковой подарили миру множество уникальных образов и сделали ее фильмы культовыми. Вспоминаем пять главных лент великой актрисы.
«Морозко», 1964
Свою первую большую роль в кино Инна Чурикова получила в 1964 году, сыграв Марфушку в сказочном фильме Александра Роу «Морозко». В сюжетно простой, но поучительной картине героиня Чуриковой предстает резко отрицательным персонажем (антиподом Настеньки). Тем не менее спустя годы кажется, что харизматичная Марфушка выглядит куда более живой и настоящей, нежели милая и нарочито идеальная главная героиня.
Съемки картины проходили на Кольском полуострове, из-за чего актрисе пришлось изрядно померзнуть, а также есть лук, замаскированный под яблоки (в то время на севере был дефицит фруктов). В итоге старания не прошли даром: «Морозко» стал одним из главных новогодних фильмов, а колоритная Чурикова — широко известной в СССР и за его пределами. Примечательно, что Инна Михайловна не любила эту роль и даже думала завершить карьеру после съемок в «Морозко».
«Начало», 1970
В 1967-м Чурикова снялась в дебютном фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет», а спустя три года дуэт представил новую совместную работу под названием «Начало». По сюжету картины молодая девушка Паша Строганова мечтает о карьере в кино, но вынужденно работает на фабрике и играет Бабу-Ягу в ТЮЗе. В один момент ее замечает московский режиссер и предлагает сыграть Жанну д’Арк.
Параллельно с этим в жизни Паши все не так гладко: она узнает, что ее возлюбленный Аркадий (Леонид Куравлев) на самом деле женат. История д’Арк перекликается с судьбой самой Паши, а режиссер как будто перекладывает отношения с актрисой на экран. Впрочем, это неудивительно, ведь во время съемок «Начала» Чурикова и Панфилов поженились. Смесь драмы и бытовой комедии, а также образ д’Арк, который был близок Чуриковой, на долгие годы сохранился в памяти людей и принес актрисе и режиссеру настоящий успех.
«Военно-полевой роман», 1983
Спустя 13 лет и ряд знаковых, но не всегда отмеченных зрителями картин (вроде «Темы») Инна Чурикова снялась в мелодраме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». В нем актриса раскрывается в драматическом амплуа: ее героиня — интеллигентная Вера Николаевна, работающая педагогом, оказывается жертвой супружеской измены.
Втянутая в любовный треугольник, Вера проявляет себя как преданная и милосердная, но при этом сильная духом женщина. Картина была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а Инна Михайловна удостоилась «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале за лучшую женскую роль. В отличие от многих проектов того времени, «Военно-полевой роман» — это крайне реалистичная, местами мрачная и трагическая картина о жизни.
«Курьер», 1986
В перестроечном кино Карена Шахназарова Чурикова вновь сыграла несчастную русскую женщину — на этот раз мать молодого нигилиста Ивана (фильм начинается с развода его родителей). Пусть в картине сюжетная линия Лидии Александровны и не стала ключевой, именно она идеально проиллюстрировала конфликт поколений в непростую эпоху.
«Курьер» охватывает множество тем (от трудности взросления и поисков себя до классового неравенства и других социальных проблем) и погружает зрителя в атмосферу 80-х годов. Чурикова в картине неповторима, хоть и не перетягивает одеяло на себя, оставляя простор для талантов более молодых актеров. В качестве ностальгического бонуса оставляем сцену, в которой мама с сыном поют «Трава у дома» под расстроенную гитару.
«Ширли-мырли», 1995
Фарсовая комедия Владимира Меньшова стала своеобразной сатирой на общество с социальным и политическим подтекстом. По сюжету картины аферист Василий Кроликов находит якутский алмаз (им можно погасить весь внешний долг страны), но на его поиски также отправляются полиция и бандиты. В «Ширли-мырли» Чурикова сыграла Прасковью Кроликову — странную тетку мошенника, которая в свое время заменила ему родную мать.
Проект стал редким и удивительным случаем, когда серьезная драматическая актриса без каких-либо трудностей перевоплотилась в чудаковатую и карикатурную женщину, явно страдающую алкогольной зависимостью. Таким образом Чуриковой удалось перепридумать трагичный образ русской женщины и в очередной раз подтвердить свою разноплановость и величие.