технологии

В Telegram появились «истории». Зачем?

Когда-то функцию придумал Snapchat. Потом ее украла одна запрещенная соцсеть, а теперь «истории» добрались до «Телеги». Кажется, мессенджер Дурова превращается в суперприложение

В мессенджере Telegram появились Stories («сторис»), но пока эта функция доступна только пользователям с премиум-подпиской. Возможность публиковать фото и короткие видео сложно назвать революционной, однако Дуров утверждает, что поклонники приложения просили его внедрить опцию «в течение многих лет». Как вообще появились Stories, при чем здесь Snapchat, нужна ли Telegram эта фишка и насколько хорошо идею реализовали? Разбираемся.

Как появился и стал популярным формат Stories

История Stories (🥁) началась еще за несколько лет до того, как Instagram (принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской, и запрещен в РФ) успешно интегрировал идею в свое приложение. В 2011 году сервис под названием Snapchat набирал популярность. Именно он специализировался на «историях», а точнее «снэпах» — исчезающих постах, которые пользователи отправляли своим друзьям. Авторы сами устанавливали, сколько будет виден пост, и могли дополнить его рисунками, гифками и стикерами.

Спустя два года компания представила функцию «Моя история». Пользователи публиковали фото- и видеопосты, которые исчезали ровно через сутки. При этом их видели все фолловеры и их не нужно было отправлять в личной переписке. Как итог, «истории» стали популярнее «снэпов» — спустя полгода после появления их просматривали более 1 млн раз в день.

Компания Facebook (пока еще не Meta) ожидаемо заинтересовалась концепцией конкурента — на тот момент уже купленный ею за 1 млрд Instagram все еще ориентировался на стандартный фото- и видеоконтент. По слухам, Цукерберг пытался купить и Snapchat, но основатель приложения Эван Шпигель от сделки отказался. В 2016 году хитрый предприниматель, недолго думая, решил взять и адаптировать функцию под свою соцсеть. Так в Instagram появились те самые Stories.

Пять причин, почему никто не любит Facebook
Пять причин, почему никто не любит Facebook

Глобально «сторис» в соцсетях ничем не отличались, однако версия Instagram стала популярнее. Просто потому, что функционал приложения был шире и его пользователям больше не нужно было сидеть в Snapchat (а вот любителям «снэпов» без продукта Цукерберга уже становилось скучновато). Со временем «сторис» стали визитной карточкой Instagram, а компания Snapchat заметно потеряла в популярности и ушла на второй план. К слову, обвинить монополистов в плагиате у них не получилось бы в любом случае.

Почему формат так прижился

В определенный момент пользователи гламуризировали жизнь в Instagram до такой степени, что обычные фото без фильтров и элементов роскошной жизни казались синонимом бедности и скуки. Генеральный директор соцсети Кевин Систром не раз говорил о давлении со стороны некоторых пользователей — из-за желания одних вести идеальный блог другие просто стеснялись выкладывать обычные посты. «Сторис» решили эту проблему — с появлением функции даже самые «вылизанные» аккаунты стали публиковать живой и в хорошем смысле простой лайв-контент.

В производстве, по крайней мере на тот момент, «сторис» тоже были проще. Не нужно думать о концепции поста и о том, как он будет смотреться в ленте — все равно «история» исчезнет через 24 часа. Так, формат оживил пафосную соцсеть, а люди стали делиться не только яркими, но и обычными моментами из жизни. Пользователей не смущало плохое качество съемки и монтажа — эдакая «влоговость» функции, напротив, нашла отклик у людей и постепенно начала заменять ленту. Ну и, будем честны, пролистывать «истории» куда быстрее и удобнее, чем посты.

Соцсеть регулярно добавляла новые фишки — базовые инструменты монтажа, забавные маски, наклейки, опросы, таймеры и многое другое. Вместе с тем «сторис» выполняли дополнительную рекламную функцию: в них можно удобно отслеживать статистику и прикреплять ссылки (в постах такой возможности нет). За счет прямых ссылок на сайт или продукт бизнес-аккаунты и магазины начали напрямую привлекать людей к покупкам. Когда Цукерберг осознал влияние «сторис», он добавил их в сам Facebook, Messenger и WhatsApp.

Нужна ли опция «Телеге»?

Это вопрос, на который мы сможем ответить только спустя время. В России по пути успеха американцев пошли «ВКонтакте» и «Одноклассники» — там формат выглядит более-менее органично. Особенно с учетом того, что для использования того же Instagram в России нужен хороший VPN. А вот в том же WhatsApp функция, мягко говоря, не прижилась. Возможно, потому, что пользователям весьма консервативного мессенджера она просто не нужна.

Telegram для интеграции «сторис» кажется куда более логичным выбором, нежели «Вотс»: прежде всего из-за того, что это и так почти суперприложение с неограниченным функционалом. В нем опция не кажется лишней, а Дуров уже подарил ей несколько полезных фишек. Например, пользователь может сам решать, когда «истории» исчезнут: через 6, 12, 24 или 48 часов.

Кроме того, перед публикацией есть возможность указать, могут ли другие люди сохранять вашу «сторис», записывать экран с ней или делать скриншот. Также, в отличие от конкурентов, в Telegram доступно редактирование поста после публикации. Это же касается и зрителей — его список получится изменить в любой момент.

Но не обошлось и без странных решений. Самое непонятное — это возможность видеть «сторис» примерно любого человека из ваших контактов (и, соответственно, наоборот). Если пользователь не отключит во вкладке «Поделиться историей» галочку около пункта «Все» — его контент может оказаться доступным для условных соседей, очень старых знакомых или преподавателей из университета. В общем, про вкладку лучше не забывать, хотя об этом мог заблаговременно позаботиться и сам Дуров.

Что в итоге? У Дурова получилось?

Основная задача нововведения — сделать мессенджер еще более социальным и позволить людям больше узнавать друг о друге. Однако если опустить вышеперечисленные возможности (а их не так много), то Telegram глобальных изменений не предложил. Ограничивать просмотр определенным людям уже давно можно в Instagram, а удобный редактор, о котором заявляли создатели, не сильно отличается от американского прародителя. Ну а двойной камерой (можно снимать видео одновременно основной и фронтальной) сегодня тоже вряд ли можно удивить.

Теперь поклонники Telegram разделились на два лагеря: одни просят оставить любимый мессенджер в покое и не превращать его в соцсеть, а другие, наоборот, не против новых решений Дурова. В любом случае, «истории» находятся в финальной фазе тестирования — пока что они доступны только пользователям с премиум-подпиской. Делать окончательные выводы пока рано, но последить за «историями» точно стоит. Возможно, после финальных правок и фидбэка от людей Дуров сможет переплюнуть американцев и заменить заблокированный в России продукт Цукерберга.

Никита Прунков