Хороший сериал про плохих людей: почему вам стоит посмотреть «Плейлист волонтера»
29 июня вышел финальный эпизод сериала «Плейлист волонтера», снятый по одноименному роману Мршавко Штапича. В отличие от многих российских стриминговых проектов, шоу выходит за рамки комедийного или детективного жанра и концентрируется на социальной проблематике. Мы посмотрели сериал и вынесли более чем однозначный вердикт — смотреть стоит. Рассказываем, почему это один из главных проектов российских площадок за этот год.
В центре сюжета 25-летний Миша Штапич (Иван Янковский). К своим годам он успел жениться, завести ребенка и развестись. Когда он в очередной раз привозит алименты бывшей супруге, между ними разгорается ссора, он напивается и попадает в передрягу. Наутро его тело без лишнего энтузиазма находит полицейский. Несмотря на ожидания правоохранителя, «жмурик» оказывается живым. Он стреляет у сотрудника полиции сигарету и отправляется на ближайшую электричку.
Когда неудачливый Штапич приезжает домой, он натыкается на волонтеров: выясняется, что они искали его какое-то время. Случайным образом молодой человек втягивается в поисковую движуху, а позднее влюбляется в девушку из отряда по прозвищу Кукла (которое он, кстати, дал сам). Вместе с поисковиками депрессивный, но образованный и работоспособный Штапич ищет людей, пытается поддерживать связь с сыном и бесхитростно добиться сердца Куклы.
Далее в статье будут незначительные спойлеры, но мы обязательно о них предупредим. Не переживайте, от этого просмотр сериала не станет менее интересным.
В сериале нет хороших людей…
Каждую серию герои пытаются спасти пропавших людей. Иногда ими становятся по глупости заблудившиеся туристы, а иногда жертв втягивают в настоящий криминал. Компания поисковиков во главе с Жорой Санычем (Шамиль Хаматов) ездит по России и абсолютно бесплатно — на идейных условиях — ходит по болотным трясинам и холодным лесам.
Объединяет героев сериала одна мотивация — бескорыстно помогая людям, они хотят убежать от личных проблем. Поиски становятся своего рода сублимацией, и это прослеживается в сюжетной арке каждого персонажа. Глава волонтеров Жора Саныч, на первый взгляд, кажется приятным семьянином и бизнесменом, но на деле — он изменник и глубоко несчастный человек.
Хрупкий (Дмитрий Чеботарев), близкий товарищ Штапича, испытывает проблемы с алкоголем и не гнушается нарушать закон. Хоть он и желает помочь пропавшим, Хрупкий без зазрения совести ворует у людей, которые были добры к нему. При этом он всеми возможными способами удерживает рядом свою девушку. Все потому, что его любовь важнее ее благополучия. А из тюрьмы подождет.
Еще одна девушка из отряда — Татарка (Дарья Руденок) — готова сдать детей в интернат, чтобы не расставаться с любимым (ну не хочет он с ними жить). Как и Хрупкий, она на ты с алкоголем: разница между ними лишь в том, что ее пьянство приведет не к тюрьме, а к... не нажимайте, если боитесь спойлеров. Подобным саморазрушением в сериале занимаются примерно все. И особенно Штапич.
… и это делает его прекрасной гротескной драмой
Миша находится в центре любовного многоугольника. Жена, которая ранее ему изменяла, решает примириться с экс-супругом. Сам же он с первой до последней серии мечтает о Кукле, а в него и вовсе влюблена прагматичная девушка по кличке Оса. Единственное, в чем Штапич кое-как преуспевает, так это в общении с сыном — тот любит отца, несмотря на его зависимость и отсутствие в жизни каких-либо перспектив.
Штапич обладает уникальным талантом поиска пропавших, но и этот навык он как будто пытается в себе заглушить (в этом ему помогают алкоголизм и халатность). Волонтерство становится для Миши и его коллег чем-то вроде спортивного турнира, который никогда не закончится: за его пределами большинство из них не хочет существовать и справляться с трудностями. Даже любовь, обычно выступающая мотивационным двигателем в кино, здесь работает деструктивно.
Каждая любовная линия представляет собой нездоровые созависимые отношения. Одних они приведут к вынужденному расставанию, вторых — к апатии, а третьих — к трагедии. Лучше всего окружающую безысходность описывает главный герой. На вопрос о том, почему Штапич женится на той, кого не любит, он отвечает, что его как «будто кто-то ведет». Иначе объяснить гротескность характеров и действий персонажей невозможно. Как правило, их поступки стихийные и плохо обдуманные.
«Вот бы со мной никогда такого не было»
Штапич и поисковики готовы отправиться хоть на край света, чтобы кому-то помочь — но только не своим близким. Когда сериал приближается к экватору, волонтерство не уходит на второй план, но дает больше пространства личным драмам героев. Идиотическое поведение персонажей начинает обретать смысл, хоть при просмотре невольно закрадывается мысль: «Вот бы со мной никогда такого не было».
Любовь и нелюбовь здесь не приводят ни к чему хорошему. Практически до последней минуты сериала складывается ощущение, что у героев нет шанса на спокойную жизнь. Персонажи кажутся заложниками импровизированной индульгенции — своими действиями они как будто замаливают грехи. Но как долго можно выдерживать кармический баланс при такой непростой и энергозатратной работе?
Меланхоличную реальность, в которой находятся герои, действительно не хочется видеть нигде, кроме экрана. Беспросветное пьянство, грязные циничные диалоги и повседневная обреченность здесь лишена какой-либо романтики. Да и рок-н-ролльного задора в поведении персонажей тоже нет. Единственный позитивный пример, который Штапич и команда могут подать зрителю, так это то, что «человеку нужен человек». И пусть волонтер в вашей жизни станет последним из тех, кому придется вам помогать.
Стоит ли смотреть «Плейлист волонтера»?
Зависит от вашего настроения. Проект про эгоизм и наплевательское отношение ко всему плохо вписывается в контекст модных терапевтических сериалов. А единственным успокаивающим зрителя элементом становится тот самый плейлист Штапича. Герой слушает музыку при любом удобном случае: будь то прогулка после поиска или ритуал курения после секса. В плеере Миши оказываются группа 25/17, Катя Лель, Алена Швец и даже «Гражданская Оборона».
Подобная эклектичность прослеживается и в визуальном настроении сериала. Нуарный и по-хорошему мрачный «Плейлист волонтера» выполнен не в привычно холодных тонах, а, напротив, в сепии. И если одним решение может показаться авангардным, то некоторым — неуместным (например, дизайнеру «Постньюс» Александре). В остальном шоу имеет все шансы стать одним из самых запоминающихся в 2023 году. Но главное, оно наверняка привлечет массу внимания к волонтерской деятельности.