EPA/ТАСС
EPA/ТАСС
власть

Ждущий президент и политический экзорцист: Марин Ле Пен исполняется 55 лет

За политическую карьеру Ле Пен затмила отца, «де-демонизировала» свою партию и стала путеводной звездой европейских ультраправых

5 августа Марин Ле Пен исполняется 55 лет. Сегодня она — один из самых популярных политиков в Европе и ключевая фигура в западном ультраправом движении. В прошлом году она почти стала президентом Франции, уступив Макрону во втором туре. Но, вероятно, в 2027-м она все же займет заветное кресло. Вспоминаем политическую карьеру Марин Ле Пен и объясняем, почему ее время еще может настать.

Дочь «дьявола»

Марин Ле Пен (полное имя — Марион Анн Перрин Ле Пен) родилась в 1968 году. Она — третья дочь французского политика-националиста, основателя партии «Национальный фронт» и «дьявола Республики» Жан-Мари Ле Пена.

Политическая карьера Марин Ле Пен началась относительно рано. Она вступила в партию отца в 1986 году, когда ей было всего 18 лет. В 1998-м политик выиграла первые выборы, пройдя в совет региона Нор — Па-де-Кале. Тогда же она вошла в административный аппарат партии — сначала возглавила юридический отдел, а с 2003 года стала исполнительным вице-президентом.

В 1990-е гг. Марин Ле Пен оказалась вовлечена в конфликт отца с его более умеренным соратником Бруно Мегрэ, который выступал за коалицию с партией Жака Ширака. Как юрист, Марин организовала аудит деятельности сторонников Мегрэ, после которого многих из них исключили из «Национального фронта». За это сопартийцы ее прозвали «жандармом» и «капо».

Несмотря на вражду с умеренными, в 2000-е гг. Марин сама стала центральной фигурой в их крыле. Она выступала за исключение из доктрины «Национального фронта» наиболее одиозных положений, вроде антисемитизма, ксенофобии и отрицания Холокоста, которыми «славился» ее отец. Все это нашло отражение в идее «де-демонизации "Национального фронта"», лицом которой стала Марин Ле Пен.

«Де-демонизация» столкнула ее уже с ультраправым крылом партии. В частности, с Бруно Голнишом — близким соратником Жан-Мари Ле Пена, которого также считали его преемником. В 2010 году они вступили в борьбу за лидерство «Национальном фронте». Благодаря отцу, который в последний момент решил поддержать дочь, Марин Ле Пен победила Голниша на выборах, набрав 67% голосов.

«Ультраправая с человеческим лицом»

Еще во время избирательной кампании Марин Ле Пен намеревалась сделать «Национальный фронт» «большой популярной партий, которая обращается не только к правому электорату, но ко всему французскому народу».

Встав во главе движения, она сдержала обещание — «де-демонизация» стала официальным курсом партии. Чтобы освежить имидж «Национального фронта», Ле Пен прибегла к уже проверенному методу — устроила массовую чистку партии, на этот раз от наиболее радикальных элементов. В 2015 году жертвой «репрессий» пал и Жан-Мари Ле Пен — после высказываний о «позитивной» роли маршала Филиппа Петена в истории Франции его лишили статуса почетного председателя партии. В ответ политик публично отрекся от своей дочери

Конечно, «Национальный фронт» сохранил ключевые положения своей доктрины — поддержку национализма, антимигрантскую и антимусульманскую риторику. Тем не менее отказ от наиболее одиозных идей пошел партии на пользу. Голосовать за нее перестало быть моветоном для французов, и рейтинги «Национального фронта» стабильно пошли вверх — если на выборах в Национальное собрание Франции 2007 года он набрал всего 4% голосов, то уже в 2012-м получил 13%. К 2022 году поддержка «Национального фронта», ставшего «Национальным объединением», выросла до почти 19%. А его представительство в парламенте увеличилось с двух до 89 человек.

Усилия Марин Ле Пен оценили и соперники по политическому спектру. Либеральный философ Бернар-Анри Леви назвал Ле Пен «ультраправой с человеческим лицом». В 2014-м журнал Foreign Policy включил ее в сотню наиболее влиятельных мыслителей года за «реставрацию имиджа партии», которая стала «моделью для европейских ультраправых».

На фоне роста популярности «Национального объединения» Марин Ле Пен начала присматриваться к президентскому креслу. С 2012 года она поучаствовала в трех избирательных кампаниях — все они закончились для нее неудачно, однако, в отличие от отца, Марин Ле Пен удалось закрепить за собой звание политика «номер два» во Франции. На последних президентских выборах она прошла во второй тур и получила 41% голосов (рекорд Жан-Мари Ле Пена во втором туре — 17%), отстав от Эммануэля Макрона всего лишь на 18%.

Президент в ожидании

В 2021 году Ле Пен избавила партию от последнего напоминания о ее «демоническом» прошлом — от себя. Незадолго до президентских выборов она покинула пост председателя «Национального объединения», уступив его молодому протеже Жордану Барделла. После избирательного цикла 2022 года Марин Ле Пен возглавила фракцию в парламенте, где работает до сих пор.

Тем не менее обозреватели не спешат ставить крест на политических амбициях Ле Пен. Напротив, они считают, что после истечения второго срока полномочий Макрона в 2027 году у нее есть все шансы наконец-то стать президентом Франции.

Действительно, несмотря на постоянные «политические похороны», обвинения в расизме и «связях с Россией», рейтинги Ле Пен стабильно растут. Уже в апрельских опросах она опередила Макрона на 10%. Ее персональный рейтинг одобрения тоже высокий — 32%, что делает Ле Пен вторым по популярности политиком во Франции.

«На протяжении последних трех десятилетий Франция пробовала — и отвергала — лидеров-правоцентристов, левоцентристов и центристов. Не испытанными вариантами остались только популистские, ксенофобские и антиевропейские правые, представляемые Ле Пен, и радикальные, антикапиталистические, антиевропейские и антинатовские левые, представляемые Жан-Люком Меланшоном. Приходится констатировать, что большая часть французского рабочего класса открыта к антиэлитным и антиевропейским аргументам, которыми пользуются обе силы», — пишет обозреватель газеты Politico Мухтаба Рахман, рассуждая о перспективах Ле Пен.

Журналист Джон Личфилд считает, что Ле Пен уже ведет себя как «президент в ожидании». В случае участия в выборах 2027 года она гарантированно выйдет во второй тур. Однако, чтобы победить, ей необходимы раздрай в стане центристов за место преемника Макрона и удобный спарринг-партнер от ультралевых во втором туре. «Это может произойти. Но, скорее всего, все будет с точностью до наоборот», — пишет он в газете The Local France.

«По крайней мере, я уже успешно одержала победу над моими политическими оппонентами, — говорит, в свою очередь, сама Марин Ле Пен. — Похоже, они готовы до конца жизни говорить всем, что я буду следующим президентом».

Виталий Рюмшин