власть

На выборах 2023 года власти расширят электронное голосование. Оправданно ли это?

Дистанционное голосование повышает явку и безопасность избирателей. Но его реализации мешают технические риски
Александр Река/ТАСС
Александр Река/ТАСС

На едином дне голосования — 2023 ЦИК существенно расширит дистанционные выборы. Система уже поставила два рекорда: к ней подключили свыше 20 регионов, а на онлайн-голосование зарегистрировались почти миллион россиян. Рассказываем, как развивалась система электронного голосования в России, к каким результатам привела эта практика и чем она отличается от зарубежного опыта.

ДЭГ в России: краткая история

Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) начали внедрять в России четыре года назад. Впервые его применили в 2019 году на выборах в Мосгордуму — тогда систему запустили в тестовом режиме в трех избирательных округах. Всего дистанционно проголосовали 10 тыс. человек.

Впоследствии действие ДЭГ начали распространять на другие регионы. На голосовании по поправкам к Конституции 2020-го года проголосовать электронно могла уже вся Москва, а также Нижегородская область. На ЕДГ-2020 к системе также подключили Курскую и Ярославскую области. Во время выборов в Госдуму 2021 года список пополнился Севастополем, Мурманской и Ростовской областями. В 2022-м к ним присоединились Калининградская, Новгородская и Псковская области.

Во время ЕДГ-2023 электронное голосование пройдет уже в 25 субъектах России. В нем примут участие порядка 900 тыс. человек без учета Москвы.

В 2022 году власти приняли единые правила по онлайн-голосованию. Все решения по проведению электронных выборов возложили на избирательные комиссии. На федеральном уровне это делает ЦИК, на уровне субъектов — региональные избиркомы. Кроме того, субъектам позволили разрабатывать собственные системы для электронного голосования на региональных выборах. А вот на федеральных выборах разрешили  пользоваться только общероссийской платформой.

Сейчас в России действуют две платформы для онлайн-голосования. Регионы пользуются разработанной ЦИК федеральной платформой ДЭГ, москвичи голосуют в региональной системе mos.ru.

Какие результаты были у ДЭГ?

Основной результат применения дистанционного голосования — заметное повышение явки на выборах. Это хорошо видно на примере муниципальных выборов в Москве: во время голосования 2017 года, когда в столице еще не было онлайн-выборов, явка на избирательных участках не дотянула до 15%. В 2022 году показатель вырос до 34% — преимущественно за счет онлайн-голосования, в котором поучаствовали 1,7 млн человек (против 695 тыс. проголосовавших традиционным способом).

Явка увеличивается благодаря высокой дисциплине среди онлайн-избирателей. Опыт прошедших четырех лет показывает, что больше 90% зарегистрированных участников дистанционного голосования, как правило, принимают участие в выборах. Например, на выборах в Мосгордуму 2019 года явка на онлайн-выборах составила 92% (при 87%  тех, кто реально проголосовал, отправив заполненную бюллетень). На голосовании по поправкам к Конституции голос отдали 93% зарегистрировавшихся в ДЭГ россиян. На выборах в Госдуму явка по дистанту составила 94%.

Вместе с тем внедрение электронного голосования оказалось сопряжено с проблемами. Самая главная — многочисленные технические риски, с которыми сталкиваются организаторы ДЭГ. Сама ЦИК насчитывает порядка 200 угроз, среди которых некорректная запись голоса избирателя, потенциальное нарушение анонимности голосования, хакерские атаки и другие. Все они могут нанести высокий ущерб избирательной системе.

Платформы ДЭГ также не застрахованы от сбоев. В 2019 году платформа для онлайн-голосования в Москве зависла на несколько часов из-за проблем с шифровальным оборудованием. Проблема повторилась в 2022 году, когда пользователи платформы mos.ru столкнулись с провисаниями системы выдачи бюллетеней.

Наконец, оппозиционные политические силы сопротивляются использованию ДЭГ. По их мнению, механизмы учета голосов в онлайн-системе невозможно проверить, поэтому новшество создает большой простор для манипуляции выборами. Серьезный скандал случился в 2021 году, когда в Москве задержали подсчет результатов онлайн-голосования. Организаторы объяснили это большим наплывом избирателей и многочисленными случаями переголосования, но в КПРФ связали задержку с манипуляциями результатом голосования. Партия подала свыше 30 исков с требованием аннулировать итоги ДЭГ. Однако ЦИК не нашел нарушений и отклонил все жалобы.

Впрочем, несмотря на противодействие, опросы показывают, что россияне относятся к ДЭГ положительно. Только в Москве более 70% людей выступают за распространение системы на всю страну. Прошлогодние исследования ВЦИОМ показывали, что в масштабах всей России 51% избирателей отнеслись положительно к возможности голосования в интернете.

А как дистанционное голосование организовано за рубежом?

Многие зарубежные страны в том или ином виде используют дистанционные голосования. И для них тоже характерны политические баталии вокруг это вида народного волеизъявления. Выдвигаются и схожие аргументы: дистант повышает явку и личную безопасность избирателей, но в то же время порождает новые проблемы, которые пока остаются без решения.

В этом смысле показателен пример Эстонии. Прибалтийская республика — одна из первых европейских стран, где ввели электронное голосование. Систему представили в 2005 году, а через два года ее сделали общенациональной.

К безопасности эстонского онлайн-голосования часто возникают вопросы. Например, в 2014-м группа независимых экспертов по компьютерной безопасности указала на критические уязвимости системы, которые позволяют злоумышленникам проникнуть туда, полностью изменить итоги выборов и успешно скрыть следы своей деятельности. Эксперты предложили Эстонии полностью отказаться от онлайн-выборов, но власти страны продолжили успешно развивать систему. На парламентских выборах 2023 года число онлайн-избирателей превысило половину всех проголосовавших.

К обратным выводам пришли в Великобритании. Соединенное Королевство запускало пилотные дистанционные голосования в 2002, 2003 и 2007 гг., но успеха они не имели. Так, по итогам голосования 2003 года британцы заключили, что система онлайн-выборов не повышает явку радикально и при этом имеет массу технических проблем. Тесты 2007 года оценили как «в целом успешные», однако из-за опасений по поводу уязвимости системы эксперимент решили не продолжать.

США пошли по другому пути и вместо онлайн-голосования решили развивать систему голосования по почте. Ее масштабы сильно расширили во время президентских выборов 2020 года, но альтернатива не спасла американцев от огромного политического скандала. Республиканцы во главе с Дональдом Трампом заявили, что голосование по почте открывает огромный простор для фальсификаций — бюллетени могли «терять» или вбрасывать, а недобросовестные избиратели получали возможность голосовать по нескольку раз. Тем не менее, несмотря на все заявления республиканцев, экспертам не удалось установить факта масштабных фальсификаций.

Виталий Рюмшин