фигурное катание

Петру Гуменнику запретили выступить под Rammstein? Российскому фигуристу пришлось менять программу

Возможно, спортсмен и его тренер просто перестраховались
Софья Сандурская/ТАСС
Софья Сандурская/ТАСС

16 и 17 сентября открылся новый сезон фигурного катания в России. В Москве прошли контрольные прокаты спортсменов сборной. Обычно больше всего внимания приковывают одиночницы, но в этот раз одним из самых громких событий стало несостоявшееся выступление Петра Гуменника под музыку Rammstein. Вице-чемпиону страны сообщили, что выходить на лед под трек немецкой группы будет непатриотично. В итоге он отложил программу, которую готовил четыре месяца, и откатал старый номер. Разбираемся в ситуации и изучаем, как на нее отреагировали в российском спорте.

Что произошло?

Петр Гуменник для нового сезона готовил короткую программу под песню Sonne группы Rammstein. Он ее показывал на прокатах в «Сириусе» и мастер-классе тренера Тамары Москвиной. Фигурист рассказывал, что номер нравился всем, кто его смотрел.

Как утверждает тренер Гуменника Вероника Дайнеко, за день до отъезда на прокаты к фигуристу подошла Москвина и показала электронное письмо, в котором было написано, что ему не стоит кататься под песню немецкой группы.

Смысл был в том, что Rammstein — это непатриотично, плохо и тому подобное, с просьбой навести порядок в тех видах спорта, которые используют музыкальное сопровождение.

Вероника Дайнеко, тренер Петра Гуменника

По словам Дайнеко, Москвина отказалась пересылать письмо и сказала, что это дело государственной важности. Прокат пришлось отменить.

Изначально в СМИ появилась информация, что письмо написал один из депутатов. Позже выяснилось, что его автором был Евгений Картушин — администратор фан-сообщества фигуристки Софьи Самоделкиной. В рассылке стояли адреса федерации всех зимних видов спорта и министерство спорта.

Тамара Николаевна сказала, что мы не можем ставить свои интересы выше государственной важности. Мало ли что мы хотим. В нашей федерации сказали, что нежелательно кататься под Rammstein, но никаких угроз, что нас накажут, не было.

Вероника Дайнеко, тренер Петра Гуменника

Чем могло не угодить выступление под Rammstein?

Немецкая группа известна провокационными песнями и неординарными выступлениями, а ее солист Тилль Линдеманн неоднократно попадал в скандалы. Совсем недавно его подозревали в изнасиловании и распространении наркотиков, но в конце августа прокуратура Берлина сняла с музыканта все обвинения.

Неизвестно, по этим ли причинам написал письмо Картушин. При этом фигурист ранее уже катался под Rammstein на шоу Тутберидзе. Тогда он выходил на лед под песню Mein Herz Brennt.

Сам про это не знал, но меня поставили в известность (про репутацию Линдеманна), сообщили. Я его личностью особо не интересуюсь, так что отношения у меня нет. Я вообще разделяю личности, авторов и их творчество.

Петр Гуменник, фигурист

Во время контрольных прокатов многие фигуристы выступили под иностранные композиции. Алена Косторная и Георгий Куница катались под Beyonce — Crazy in Love, перепетую группой Kadebostany, а Аннабель Морозов и Игорь Еременко использовали попурри из песен Queen. Но проблемы возникли только у Гуменника.

Что еще сказал Гуменник и его тренер?

Тренер фигуриста хотела снять его с прокатов, но в итоге спортсмен вернулся к своей прошлой программе под Dawn of Faith — Eternal Eclipse. Позже Дайнеко отдельно отметила: Москвина оберегала их и не хотела навредить.

Сам же Гуменник был расстроен заменой программы. Он сказал, что надеется еще получить разрешение на прокат под Rammstein.

Я пока не знаю, кто мне запретил. Нет конкретной информации, что нельзя использовать музыку, которую сочинили Rammstein или другой исполнитель.

Петр Гуменник, фигурист

Как на ситуацию отреагировала Федерация фигурного катания?

ФФККР не стала делать официальное заявление о ситуации. Генеральный директор федерации Александр Коган на запрос журналистов высказаться, попросил их «не заниматься ерундой».

Исполняющий обязанности главы ФФКР Антон Сихарулидзе ответил более конкретно. Он сказал, что федерация не запрещала Гуменнику кататься под Rammstein.

Кто поддержал Гуменника, а кто — нет?

Комментатор Дмитрий Губерниев назвал запрет иностранной музыки «несусветным бредом»: «Мне кажется, что мы так дойдем очень далеко. Я застал времена, когда запрещали группу Kiss, это явные перегибы. У нас сложные отношения между странами, но при чем тут искусство?».

Заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова считает, что Гуменник и его тренер ответственны за то, что не удалось отстоять номер под Rammstein: «Почему они поменяли программу, если Федерация фигурного катания России (ФФККР) этого делать не запрещала, это их личное дело. Но они не борются за себя».

Фигуристка Елизавета Туктамышева поддержала Гуменника: «Конечно, это обидно, когда спортсмен четыре месяца готовил программы. Это такой удар по эмоциональному состоянию. Тем более Петя кайфовал, он обожает Rammstein всем сердцем. Обидно».

А вот хореограф Илья Авербух открыто не поддержал выбор композиции: «Как мне кажется, внутри каждого исполнителя, тренера и хореографа должен быть свой внутренний цензор. Лично мне бы такое не пришло даже в голову. Когда я услышал об утвержденной песне, сразу подумал, что это не актуально на данный момент».

Трехкратная олимпийская чемпионка и депутат Госдумы Ирина Роднина тоже не считает Rammstein хорошим вариантом: «Гуменник сам себе усложнил работу. В следующий раз будет подбирать музыку аккуратнее. Надо думать о том, что ставишь на свою программу. Не подумал — меняешь программу в срочном порядке».

Михаил Целиков