общество

(Не)детские разговоры: как выстраивать с ребенком диалог о политике

Слушайте, объясняйте на простых примерах и не отмахивайтесь от вопросов
Владимир Смирнов/ТАСС
Владимир Смирнов/ТАСС

25 сентября в российских школах пройдет занятие «Разговоров о важном», приуроченное к юбилею ЦИК. На нем ученикам первых-вторых классов расскажут о государственном устройстве и предложат выбрать президента сказочной страны. Рассказываем, чему будут учить на уроке, а также вместе с учителем и психологом разбираемся, когда, как и стоит ли вообще разговаривать с детьми о политике.

Что расскажут на «Разговорах о важном»?

Урок приурочат к 30-летию создания Центральной избирательной комиссии РФ, он пройдет 25 сентября. Чтобы «раскрыть особенности избирательной системы в России» и «способствовать осознанию значения выборов в жизни человека», на занятиях детей сделают избирателями и предложат выбрать президента сказочной страны.

У каждого из кандидатов есть своя предвыборная программа: Карабас-Барабас обещает народу хорошие зарплаты, Золушка предлагает всем трудиться на благо мира, Лиса Алиса обещает всем детям веселых учителей и игровые автоматы, Баба-яга хочет всех вкусно накормить, а Винни-Пух подарит каждому избирателю воздушный шарик.

Методические материалы «Разговоров о важном»
Методические материалы «Разговоров о важном»

После знакомства с кандидатами школьники должны проголосовать, посчитать вместе с учителям голоса и определить победителя. После детям предложат обосновать выбор своего кандидата и порассуждать, как дальше сложится жизнь в сказочном государстве с новым президентом.

Для детей постарше тоже проведут такой урок — только с поправкой на возраст. Ученики уже не будут выбирать сказочных героев, а проголосуют за строительство объекта школьной инфраструктуры. Также старшеклассникам расскажут о деятельности ЦИК: например, что за время работы комиссии «объективность, прозрачность и точность результатов выборов вышла на самый высокий уровень».

С какого возраста лучше говорить с детьми о политике?

Практикующий психолог Надежда Шукшина советует говорить с детьми на серьезные темы — будь то политика, секс, добро, зло и другое — не с какого-то определенного возраста, а когда у ребенка появится такой вопрос. «Считается, что с 6-7 лет, с началом школы, ребенок уже в состоянии рассуждать на темы, которые касаются политики и устройства общества. Но важно при разговоре не использовать какую-то такую серьезную терминологию», — отмечает специалист в беседе с «Постньюс».

Аспирант, учитель истории и обществознания Николай Иващенко считает, что проводить такие занятия в первом классе еще рано, лучше подождать четвертого или пятого. На таких уроках важно, как учитель сможет рассказать информацию и преподнести ее детям. Если им будет неинтересно, они ничего не поймут и не усвоят, отмечает он.

Подача такого сложного материала через игровую форму — хорошая идея, считает Иващенко. В вовлекающие нарративы (например, сказки) можно вплетать основы представлений о политическом, государственном и правовом устройстве. «Дети будут играть и получать первичные представления о гражданских демократических ценностях. Впоследствии эти темы поднимутся в школьной программе и на экзаменах», — рассуждает Иващенко.

Когда дети подрастут, с ними можно будет говорить на одном языке: использовать терминологию, исторические аналогии, бытовые примеры. Это происходит уже с 6-7 класса, рассказывает Иващенко. С 2020 года в ЕГЭ увеличилось количество вопросов про Конституцию РФ, поэтому доносить маленьким детям важную информацию через игру может быть полезно, считает он.

Разговоры о политике должны вести родители или учителя?

Главную роль в такой серьезной теме (как и во многих других) должны брать на себя родители, считает Шукшина. Конечно, этим будут заниматься учителя на обществознании и истории, но родителям также важно учавствовать в развитии ребенка.

Особенно это касается детей подросткового возраста. Если малыш хочет понять, что такое хорошо и что такое плохо, то подросток уже занимается самоопределением и занимает собственную позицию. Поэтому, считает Шукшина, с ним можно обсуждать политическую ситуацию уже на взрослом уровне.

Как лучше выстраивать диалог с ребенком о политике?

Шукшина напоминает, что любой разговор, будь он о политике или на другую серьезную тему, — это хорошая возможность выстроить отношения и побыть в контакте со своими детьми. Вот несколько советов, как вести такие беседы.

Относиться с уважением. Вне зависимости от того, сколько ребенку лет. Если к вам обратились, то нужно выслушать вопрос и ни в коем случае не отвечать на него в духе: «Подрастешь — узнаешь».

Быть понятным. Если ребенок маленький, нужно подбирать ответы так, чтобы он все понял в силу возраста.

Быть честным. Важно не лукавить перед ребенком — это вопрос доверия. В любой серьезной теме честность поможет выстроить крепкие отношения и наладить контакт.

Аргументировать. Не стоит отвечать без дополнительного подкрепления своей позиции. Лучше избегать формулировок: «Потому что я так сказал (а)». Также стоит добавлять, что ваша позиция не единственная верная и есть люди, которые оценивают ситуацию по-другому.

Избегать грубых оценок. Эмоциональность в подобных диалогах не нужна. В некоторых семьях принято жестко критиковать того или иного политика, однако ребенку лучше объяснять все спокойно и воздерживаться от грубых оценочных суждений.

Давать полную картину мира. Родителю не стоит избегать неприятных событий. Ребенок должен понимать, что в мире существуют опасные и страшные вещи. Особенно это касается разговоров с подростками о радикальных течениях.

Спрашивать мнение ребенка. Это поможет выстраивать не только уважительный диалог, но и развивать ребенка — ему придется подумать и дать взвешенный ответ.

Мария Измайлова