«Сосуществовать вдвоем у них не получится»: чем закончится конфликт между Израилем и ХАМАС
В Израиле продолжаются столкновения военных с боевиками ХАМАС. К моменту выхода этого материала более 800 израильтян погибли, 2382 получили ранения, а 130 мирных жителей и военных — захвачены в плен. Многие мировые державы, в том числе РФ, осудили происходящее и призвали стороны прекратить боевые действия. В чем причина начавшейся эскалации, как будет разворачиваться конфликт и возможно ли его решить? Рассуждают эксперты.
Александр Хазариди, эксперт консалтинговой группы «Полилог»
Причины палестино-израильского конфликта уходят в историю региона. Уже в ХХ веке, после создания государства Израиль, происходили крупные столкновения, решение которых становилось интересом всего мирового сообщества. Со времен войны Судного дня прошло 50 лет. За это время изменились как сами страны, так и методы ведения войны, что наглядно демонстрируется в медиа.
Во многом снижение градуса конфликта зависит от действий ХАМАС. Дальнейшие шаги Израиля будут определяться, в первую очередь, способами вызволения заложников, вывезенных в сектор Газа. Судить о том, когда удастся урегулировать горячую стадию, сложно. Операция ХАМАС тщательно планировалась и, судя по заявлениям представителей движения, останавливаться сейчас они не намерены.
Конфликт разделил мировое сообщество. Западные страны поддержали Израиль, а большинство государств мусульманского мира ожидаемо встало на сторону Палестины. Обсуждения возможного исхода ситуации пока похожи на выбор между «плохими» и «ужасными» вариантами. В моменте все говорит о дальнейшей эскалации, но есть маловероятный сценарий, при котором конфликт посредством переговоров и давления мирового сообщества снова вернется в тлеющую стадию.
Марианна Беленькая, арабист, обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ»
Все последние эскалации конфликта в основном происходили из-за Восточного Иерусалима, Храмовой горы и пр. Сейчас никаких формальных поводов для обострения не было, и случившееся достаточно неожиданно. ХАМАС говорит, что их действия, в частности, мотивированы осквернением мечети Аль-Акса. Но никакой горячей ситуации вокруг нее в последнее время не наблюдалось. Поэтому это, скорее всего, стало предлогом для нападения.
Этот конфликт не решался годами. Почему эскалация произошла именно сейчас — большой вопрос. Есть много разных версий, одна из которых связана с идеей ХАМАСа помешать началу нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем. Другая — напомнить о палестинском вопросе, как о том, который нельзя снимать с повестки дня.
С прогнозами тоже трудно. Никто не знает, как будет разворачиваться конфликт, и главная причина в том, что Израиль в должной мере еще не начал наземную военную операцию в Газе. Да, идут воздушные атаки по Газе, но это все происходило и в рамках других эскалаций с ХАМАС или «Исламским джихадом». Последняя большая операция Израиля в Газе была в 2014 году. С тех пор у Израиля не было никакого желания входить в сектор, поскольку это всегда чревато большими потерями в армии.
Сейчас государство в любом случае столкнулось с небывалыми ранее потерями, за что Израиль должен дать ответ (руководство угрожает полностью уничтожить не только инфраструктуру ХАМАС, но и ее лидеров в Газе). Но с этим есть большая проблема, поскольку, во-первых, еще не до конца произошла зачистка израильской территории, а во-вторых, ХАМАС и «Исламский жихад» взяли в плен около 130 заложников. Учитывая ситуацию с пленными, Израиль не может начать активные действия в Газе ввиду опасений за их жизни. Сейчас идут разговоры о переговорах о возможном обмене пленными, но в ХАМАС понимают, что они все смертники и что Израиль намерен рано или поздно отомстить за произошедшее.
И только поняв, на что будет готов пойти Израиль, сколько будет жертв и разрушений в Газе, можно будет рассуждать о региональном раскладе сил. Будем наблюдать, как поведут себя арабские страны, а также Иран, который связан с ХАМАС и частично стоит за этой операцией. Очевидно, что нанесен урон по нормализации израильско-саудовских отношений, но с перспективами до конца ничего не ясно. Израиль сам не знает, что он намерен предпринять в ближайшее время.
Денис Денисов, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ
У произошедшего множество предпосылок. В первую очередь, в последние месяцы и даже годы процесс урегулирования конфликта на Ближнем Востоке был практически заморожен. И на этом фоне были совершены действия, которые, конечно же, нагнетали ситуацию, а не способствовали ее разрешению. И в этом отношении достаточно красноречиво наименование той операции, которую осуществил ХАМАС. От оценок их методов стоит воздержаться, поскольку те, что применяются всеми сторонами на Ближнем Востоке в рамках конфликта, не выдерживают никакой критики с точки зрения прав человека и принятых цивилизованным миром норм морали и этики.
Возвращаемся к предпосылкам произошедшего. Вторая причина эскалации (важнее, чем первая, на мой взгляд): в рамках глобального переустройства мира с однополярного на многополярный мы входим в эпоху стратегической нестабильности. Мы прекрасно видим тенденции, которые существуют в международных отношениях в последние месяцы и годы. Они связаны с совершенной инфантильностью ключевых международных структур, которые между собой не могут не то что решить глобальные проблемы, а даже влиять на региональные кризисы.
Третья — фактическое обнуление принципов международного права, которого по сути больше не существует. Как следствие, на этом фоне все нерешенные конфликты, где есть явно выраженные неудовлетворенные милитаризированные стороны, в ближайшее время будут пытаться использовать свои ресурсы для достижения своих целей. Они будут создавать очень серьезную ситуацию дестабилизации глобальной мировой и региональной безопасности. В этом отношении израильский конфликт один из них.
Любой конфликт решается исключительно через переговорный процесс и при наличии политической воли вовлеченных сторон. Текущий решился бы в случае, если бы у сторон было понимание относительно того, что урегулирование конфликта в стратегической перспективе даст целый ряд позитивных эффектов. Когда геополитические амбиции и желания превалируют над желанием устойчивого стабильного развития, говорить, что конфликт будет урегулирован, крайне сложно. В рамках израильско-палестинского конфликта у сторон явно завышенные амбиции, а любые тактические перемирия воспринимаются как возможность для наращивания силового потенциала ради попыток достичь своих целей.
Самвел Шахбазян, востоковед
Это одно из самых крупных вооруженных столкновений между Израилем и Палестиной за последние годы. Обе стороны хотя и ранее обменивались ударами, но конфликт еще не достигал прежде той точки кипения, которую мы наблюдаем сегодня. Уверен, что он будет длиться еще долгое время и не ограничится несколькими днями.
Эта война стала результатом столкновений интересов множества глобальных и региональных акторов, что по традиции удлинит ее хроники. США поддерживают Израиль как финансами и вооружением, так и на дипломатическом уровне. Америку не устраивает формирование мира на ближневосточном направлении, поэтому происходит эскалация гибридной войны в отношении Ирана и Сирии. При этом в Соединенных Штатах сохраняется неоднозначное отношение к палестино-израильскому конфликту, а в западном мире в целом усиливаются пропалестинские настроения. Даже Совбез ООН не смог прийти к единому мнению, не приняв никакого заявления относительно ситуации.
Помимо Европы, Палестину поддержал весь арабский мир. Интересно наблюдать за расколом одним из блоков: Турция выступила за независимую Палестину со столицей в Иерусалиме, а Азербайджан, в свою очередь, поддержал Израиль.
В итоге конфликт изменит всю географию и геополитику как в мире, так и в регионе. Он оставит после себя либо Израиль, либо Палестину. К сожалению, сосуществовать вдвоем у этих государств не получится.
Александр Коньков, доцент кафедры политического анализа МГУ им. М.В. Ломоносова
Нынешнее серьезное обострение в многолетнем палестино-израильском конфликте хотя и не впервые актуализирует противостояние в новых жестких вооруженных формах, но носит беспрецедентный характер по масштабности и интенсивности осуществляемых сторонами боевых действий. ХАМАС атаковал Израиль одновременно в обширном числе населенных пунктов на западе и юге, спровоцировав активные и теперь лишь продолжающие нарастать ответные действия Тель-Авива как по непосредственным участникам атак, так и по всей территории сектора Газа.
Основные причины такого рода обострения остаются прежними: неурегулированность конфликта, выражающаяся как в отсутствии четкого видения его завершения, так и в заметном замедлении усилий по его продвижению. Процесс стал затухать еще до пандемии, а после ее окончания так и не возобновился в полную силу. Недовольство радикальной части палестинского общества всегда становилось источником нестабильности в регионе, и, как показывают текущие события, длительное невнимание международного сообщества к проблеме привело к серьезному наращиванию боевого потенциала ХАМАС.
Стремление политического Запада и, в первую очередь, США, с одной стороны воспроизводить нестабильный статус-кво, а с другой — бесконтрольно милитаризировать регион как напрямую (поддержка Израиля), так и косвенно (наполнение черного рынка оружия за счет его поставок в различные зоны конфликтов) приводит сегодня к неспособности, а, возможно, и к нежеланию, провоцируемому геополитическим переутомлением, всерьез отвечать за поддержание мира в традиционных зонах своего влияния.