Adel Hana/AP/TASS
Adel Hana/AP/TASS
Война в Израиле

«Выстрел в ногу»: может ли Израиль применить ядерное оружие против ХАМАС?

Иерусалим перевел страну в «состояние войны». Ранее в этом статусе страна чуть не прибегла к ядерному оружию

Израиль официально объявил о том, что страна перешла в состояние войны. Вместе с этим власти утвердили применение пункта «40 алеф», при котором 50 лет назад Израиль чуть не применил ядерное оружие против арабских противников. Рассказываем, что известно о ядерном арсенале страны и какова вероятность, что Иерусалим пойдет на его применение против боевиков ХАМАС.

Почему все заговорили о возможном применении ядерного оружия Израилем?

7 октября, в день начала вторжения группировки ХАМАС в Израиль премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что фактически палестинские боевики начали войну с Израилем, за что они «заплатят такую цену, какую никогда раньше не знали». Следом Минобороны страны поручило начать мобилизацию резервистов.

На следующий день Израиль официально объявил о переходе «в состояние войны». За это проголосовали члены израильского Совета безопасности. Этим решением власти утвердили применение пункта «40 алеф» основного свода законов государства. Этот параграф делает возможным проведение наиболее масштабных военных операций.

В последний раз этот пункт применялся Израилем еще в ХХ веке. 6 октября 1973 года страна вступила в войну Судного дня. Коалиция арабских стран — Египет, Сирия, Иордания, Ирак и Алжир — попыталась взять реванш за поражение в Шестидневной войне в 1967 года.

Боевые действия продлились до 25 октября и завершились формальной победой израильтян. Однако, как вспоминает Al Jazeera, «потери Израиля были тяжелыми, а ход войны, казалось, находился исключительно в руках арабов». Спустя годы после конфликта в прессе начали полагать, что такое положение заставило руководство Израиля рассматривать крайние меры.

По данным изданиям Haaretz, в критический момент власти устроили встречу военного крыла страны, где министр обороны Израиля Моше Даян сумел убедить кабмин, включая премьера Голду Меир, привести в боевую готовность ядерное оружие для его возможного применения. Меир, как утверждается, согласовала подготовку 13 атомных боеголовок, но якобы в решающий момент не отдала приказ об их использовании.

Однако в настоящее время эксперты скептично относятся к этой истории. Причиной тому может быть то, что само существование подобного вооружения у Израиля остается спорным.

Что известно о ядерном потенциале Израиля?

Официально Иерусалим не подтверждал наличие у себя ядерного оружия, но и не отрицал этого. В 2018 году Нетаньяху ушел от прямого ответа на вопрос об этом, заявив, что Израиль «не станет первым прибегать к его применению».

В 1957 году Израиль создал спецслужбу ЛАКАМ, которая добывала информацию и компоненты для разработки ядерного оружия. В том же году государство вступило в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), но при этом власти до сих пор не подписали Договор о нераспространении ядерного вооружения.

В 1957 году Израиль и Франция начали совместную военную ядерную программу. Согласно договору, Париж обязался помочь Иерусалиму со строительством атомного реактора в израильском городе Димона, который позже стал ядерным полигоном для исследований.

В 1969 году советник президента США по нацбезопасности Генри Киссинджер предупреждал главу государства Ричарда Никсона, что в перспективе Израиль может применить ядерное оружие: «Израильтяне — это один из немногих народов, чье выживание действительно находится под угрозой. Израиль, возможно, с большей вероятностью, чем любая другая страна, действительно применит свое ядерное оружие».

Как пишет The New York Times, к 1973 году в арсенале Израиля было до 10 или 20 единиц атомного вооружения. Именно в тот период страна могла применить ядерные боеголовки против арабской коалиции.

В 1993 году российская Служба внешней разведки (СВР) пришла к выводу, что в Израиле функционирует тяжеловодный реактор и установка для переработки облученного топлива. Также ведомство сообщило, что годами ранее страна обвинялась в тайных закупках и хищениях ядерных материалов в США, Великобритании, Франции и Германии.

«В 1986 году в США было обнаружено исчезновение более 100 кг обогащенного урана на одном из заводов в штате Пенсильвания, предположительно в направлении Израиля. Тель-Авив признал факт незаконного вывоза им из США в начале 80-х годов крайтронов — важных элементов создании современных образцов ядерного оружия», — рассказали в СВР РФ.

А что насчет испытаний?

СМИ полагают, что в 1979 году Израиль провел испытания ядерного оружия в Индийском океане. Foreign Policy считает, что они прошли в поле и совместно с ЮАР.

В 2015 году в зарубежной прессе сообщили, что Израиль создал и испытал «грязную бомбу» в пустыне. Ученые пытались выяснить, какие последствия несет использование подобного оружия.

По разным оценкам, на сегодняшний день в израильском арсенале может быть от 200 до 400 единиц ядерного оружия. Кроме того, по неподтвержденной официально информации, Израиль может иметь на вооружении средства доставки ядерного оружия с земли, по воздуху и под водой.

Может ли Израиль применить ядерное оружие против ХАМАС?

Военный эксперт Виктор Литовкин исключает подобную возможность. В беседе с «Постньюс» он указал, что подобная мера не соизмерима с уровнем текущего конфликта Израиля и ХАМАС.

«Думаю, что у Израиля есть ядерное оружие, но это не тот случай, когда его имеет смысл применять. Если власти решатся на превентивный удар по Газе, то это можно будет расценить как выстрел себе же в ногу: регионы находятся очень близко друг к другу, а от удара могут пострадать сами жители Израиля», — пояснил эксперт.

Эксперт по Израилю и Ближнему Востоку Александр Каргин оценивает возможность применения ядерного оружия Израилем против ХАМАСа как минимальную. Однако политолог уверен, что происходящее сейчас вокруг страны показало ее слабость.

«На Ближнем Востоке слабость не прощается. А если Израиль не сможет в кратчайшие сроки успешно провести операцию против боевиков, то другие интересанты могут примкнуть к ХАМАС и положение станет хуже некуда», — заключил он.

Эльнара Синютина