власть

Беспредел в Красном море: йеменские повстанцы заблокировали Суэцкий канал

Хуситы атакуют торговые суда, которые плывут в Израиль. США уже сколачивают против них коалицию
YAHYA ARHAB/EPA/ТАСС
YAHYA ARHAB/EPA/ТАСС

У Запада новые проблемы. На фоне войны в секторе Газа йеменские хуситы практически перекрыли Суэцкий канал, важную торговую артерию между Европой и Азией. Повстанцы ежедневно атакуют западные суда. На фоне этого европейские компании разворачивают корабли на альтернативный маршрут, а США собирают коалицию для купирования кризиса. Что происходит в регионе и почему военная операция Америки вряд ли изменит ситуацию — разбираемся в нашем материале.

Что происходит в Красном море?

Йеменское повстанческое движение «Ансар Аллах» или хуситы месяц атакует торговые суда, идущие по Красному морю в Суэцкий канал.

Первой атакой стал захват израильского грузового корабля Galaxy Leader 19 ноября. С тех пор повстанцы угнали еще два корабля: израильский танкер Central Park (отбит американцами) и болгарский сухогруз Globe Eye News. Кроме того, они почти каждый день обстреливают проходящие в Красном море корабли дронами и баллистическими ракетами.

Хуситы заявили, что делают это в знак солидарности с ХАМАС, который воюет с Израилем. Они пообещали нападать на все суда под израильским флагом или в собственности израильских компаний до тех пор, пока ЦАХАЛ не уйдет из сектора Газа.

По данным Пентагона на 18 декабря, хуситы совершили свыше 100 нападений на суда. Пострадали 10 кораблей, на них присутствовали представители 35 государств.

Хуситы — шиитская повстанческая группировка, которая связана с Ираном. С 2015 года они контролируют северную часть Йемена. 31 октября повстанцы объявили Израилю войну. Они нанесли несколько ракетных ударов по его территории, но решительных действий долгое время не предпринимали.

Суэцкая проблема

Нападения хуситов сильно затруднили судоходство в Суэцком канале. Это главный торговый путь мира — на него приходится до 12% мировой торговли, 20% мирового трафика морских контейнеров и, что более важно, около 10% морских перевозок нефти и газа, которые идут из Ближнего востока и Азии в Европу.

На фоне проблем грузооборот в Красном море и, соответственно, в Суэцком канале сократился на 30%. Компании стали отправлять корабли по обходному пути через мыс Доброй Надежды.

За последнее время это сделали British Petroleum, а также компании по контейнерным перевозкам Maersk (Дания), Mediterranean Shipping Co (Швейцария), CMA CGM (Франция) и OOCL (Гонконг). Всего в сторону Африки направили порядка 120 контейнеровозов.

Теперь грузам нужно проходить свыше 9 тыс. км вокруг Африки, что может занять дополнительно 10-14 дней. Резко подскочила и цена страховки. Раньше компании просили за нее 0,1% от стоимости грузов, теперь они берут 0,5%. То есть за груз стоимостью $100 млн надо заплатить не $100 тыс., а $500 тыс.

Дополнительные издержки сказываются на конечной стоимости товаров. Например, цена нефти марки Brent выросла до почти $80 за баррель. Цены за газ на европейских биржах ICE и TTF одномоментно подскакивали на 10-12%.

Впрочем, у нынешней ситуации неожиданно нашлись и бенефициары. Российские нефтяные танкеры по-прежнему проходят через Суэцкий канал, не боясь атак хуситов. Вполне возможно, что Москва смогла повлиять на повстанцев через Иран — чем выбила себе конкурентное преимущество по отношению к западным компаниям.

«Страж процветания»

Разгребать неприятности в Красном море уже взялись США. 20 декабря Вашингтон объявил, что создает коалицию для охраны коммерческого судоходства в Суэцком канале.

Американцы назвали операцию «Страж процветания». По словам главы Пентагона Ллойда Остина, в нее вписались 20 государств: Британия, Франция, Испания, Канада, Норвегия, Италия, Нидерланды, Сейшелы, Бахрейн, Австралия и другие, пожелавшие остаться неизвестными.

Примечательно, что к США не присоединились Саудовская Аравия и Египет. Эр-Рияд — главный союзник Америки на Ближнем Востоке, который к тому же воюет с хуситами. Египет — владелец Суэцкого канала, заинтересованный в продолжении судоходства.

Их отсутствие можно объяснить нежеланием портить себе репутацию, косвенно выступая на стороне Израиля. А вот неохоту заявленных членов коалиции помогать США объяснить уже сложнее.

Так, Канада отдала в распоряжение коалиции всего лишь трех офицеров. Аналогично поступила Австралия — вместо военных кораблей она направит в регион 5-16 солдат. Австралийские СМИ предположили, что их небольшому флоту просто нечем защищаться от хуситских ракет и дронов. Поэтому толку от него все равно будет мало.

Аналитики считают вовлечение США лишь номинальным и сомневаются, что судоходство в Суэцком канале удастся восстановить без Египта и Саудовской Аравии.

«Хуситы продолжат нападения, они любят внимание и пользуются широкой поддержкой в арабском мире. До сих пор никто не умер в результате их атак. Если кого-нибудь убьют, тогда, скорее всего, и будет ответ», — сказал эксперт аналитического центра Chatham House Фареа Аль-Муслими газете The Guardian, добавив что Вашингтон не заинтересован в открытии еще одного фронта.

Как бы в подтверждение слов Аль-Муслими хуситы объявили, что будут атаковать корабли США и всех, кто попробует им помешать. Так что, возможно, кризис в Суэцком проливе продлится еще долго.

Виталий Рюмшин