технологии

Илон Маск чипирует людей: Neuralink проведет вживление импланта второму добровольцу

Neuralink уникальна тем, что разработана для беспроводного использования и способна регистрировать нейронную активность с помощью тысячи электродов
Brian Kostiuk/Unsplash
Brian Kostiuk/Unsplash

В начале этого года Илон Маск сообщил, что первый пациент получил мозговой имплантат, разработанный его компанией Neuralink. До этого организация проводила эксперименты только на обезьянах. Недавно стало известно, что компания ищет второго пациента для вживления мозгового имплантата, поскольку получила разрешение от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. Рассказываем, зачем нужен этот чип, как прошла первая операция и чем будет отличаться второе имплантирование.

Зачем Илон Маск чипировал человека?

Компания Neuralink начала набирать пациентов для клинических испытаний беспроводного интерфейса «мозг-компьютер» (BCI) еще осенью 2023 года, преодолев несколько лет постоянных задержек. В конце января 2024 года 29-летний Ноланд Арбо стал первым человеком, кто получил имплантат Telepathy («Телепатия») от Neuralink. Это устройство предоставляет владельцу способность управлять смартфоном или компьютером с помощью мысли и прежде всего разработано для людей, которые потеряли возможность использовать свои конечности.

По задумке Илона Маска, конечная цель проекта — достижение симбиоза с искусственным интеллектом (ИИ), однако на начальном этапе он ставит более скромную цель: предоставить возможность парализованным людям управлять курсором или клавиатурой с помощью своего мозга. Поэтому для испытания первого имплантирования компания Neuralink отбирала добровольцев с квадриплегией (паралич всех четырех конечностей), вызванной повреждением шейного отдела спинного мозга либо боковым амиотрофическим склерозом.

Как прошло первое чипирование?

Существует два основных метода взаимодействия человеческого мозга с компьютером. Первый предусматривает установку улавливающих сигналы мозга датчиков на голове или рядом с ней и называется неинвазивным нейроинтерфейсом. Другой — инвазивный нейроинтерфейс, при котором электроды или датчики (например, беспроводной чип для мозга, разработанный Neuralink) имплантируются внутрь черепа, чтобы ощущать электрическую активность клеток мозга. Такие интерфейсы с чипом, встроенным в мозг, помогут вернуть зрение тем, кто родился слепым, а также восстановить полную функциональность тела, например, движение и вербальное общение для людей с инвалидностью.

Детали первого чипирования, выполненного компанией Neuralink, не были полностью раскрыты. Известно, что операцию выполнили с помощью хирургического робота, который установил имплантат в область мозга, контролирующую движение. Устройство размером с монету должно записывать и передавать сигналы мозга по беспроводной связи в приложение для их расшифровки. Илон Маск сообщил, что первый пациент чувствует себя хорошо, а начальные результаты показали многообещающее обнаружение нейронных спайков. В феврале 2024 года Ноланд Арбо уже продемонстрировал способность управлять курсором на экране компьютера при помощи мысли, а в марте он смог сыграть в онлайн-шахматы.

Какой следующий шаг Neuralink?

Следующий этап проекта Илона Маска не заставил себя долго ждать, и в мае 2024 года компания Neuralink получила одобрение от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США на проведение второй имплантации чипа у человека. Планируется, что операция состоится в июне этого же года.

Однако, несмотря на быстрый прогресс, проект столкнулся с проблемами. У Ноланда Арбо, первого получателя импланта, возникли неполадки с работой устройства: электроды нейроинтерфейса замедлили скорость взаимодействия с мозгом. Neuralink обещает устранить все неполадки и внедрить электроды второму испытуемому глубже, чтобы обеспечить более эффективное взаимодействие.

Пациент Neuralink — первый, кто получил BCI?

Безусловно, Neuralink привлекает много внимания СМИ, потому что компания хорошо финансируется и имеет прямую связь с Илоном Маском, однако это не единственная организация, занимающаяся такими разработками. Подобные устройства используются для чипирования людей уже достаточно давно. Например, в 2004 году американец Мэтт Нэгл был чипирован датчиком, содержащим 100 маленьких электродов. Его вживили в область моторной коры, ответственную за движение рук. Это позволило Мэтту управлять курсором и выполнять различные действия, такие как управление телевизором и проверка электронной почты. Он даже освоил рисование на экране и отправку команд внешнему протезу руки.

За прошедшие годы системы BCI позволили людям с параличом играть в видеоигры, двигать роботизированными конечностями и отправлять электронные письма силой мысли. Однако до недавнего времени этой технологией занимались в основном ученые в академических лабораториях. Созданные ими устройства не могли работать без громоздких установок и были неудобны для использования дома. Система Neuralink выделяется тем, что спроектирована для беспроводного использования. Она регистрирует нейронную активность с помощью более чем тысячи электродов, распределенных по 64 нитям, каждая из которых тоньше человеческого волоса.

Чип в мозге — это безопасно?

Безопасность чипов в мозге вызывает множество вопросов и опасений. Основные проблемы связаны с необходимостью понять возможности и ограничения технологии. Дело в том, что традиционные методы машинного обучения декодируют мозговые сигналы, связанные с мыслями человека, но сталкиваются с проблемами, такими как значительный разброс сигналов у разных людей. Современные технологии, основанные на ИИ, стремятся решить эти проблемы, извлекая и классифицируя человеческие мысли.

Другой трудностью для ИИ стала нехватка данных, когда обучающей информации мало или ее вовсе нет. Получение нейронных данных от испытуемых, особенно с ограниченными возможностями, в лабораторных условиях — сложная задача. Однако методы ИИ показывают лучшие результаты классификации по сравнению с традиционными методами машинного обучения. По словам экспертов, один из способов преодоления подобных проблем — персонализация этих технологий. Нотакой подход граничит с нарушением конфиденциальности, так как использование нейротехнологий поднимает глубокие этические вопросы, связанные с необходимостью защиты психической конфиденциальности на глобальном уровне. Кроме того, люди, использующие BCI, могут впасть в зависимость от устройств или испытывать чувство, что их самоощущение было изменено. Стоит задуматься: если легко пристраститься к телефону, то что будет, если подключить мозг напрямую к компьютеру?

Успех таких компаний, как Neuralink, может улучшить научное понимание функций мозга и оказать огромную помощь людям с инвалидностью. Тем не менее психическая конфиденциальность и возможные изменения в самоощущении пользователей требуют осторожного подхода и защиты.

Анастасия Туркова