«Провокация царя Соломона»: пойдут ли Россия и Украина на заморозку СВО в 2024 году?
13 февраля Reuters сообщило, что США отклонили предложение РФ о прекращении огня для заморозки конфликта на Украине. Москва не подтвердила и не опровергла этого, в то время как Госдеп отрицает подобные контакты с Кремлем. Возможно ли, что в итоге стороны пойдут на заморозку СВО и кому из них это было бы выгоднее? Отвечают опрошенные «Постньюс» эксперты.
Почему заговорили о заморозке СВО?
Потому что мировое сообщество устало от боевых действий, которые в любой момент могут перерасти в ядерный конфликт, и Владимир Путин это «прекрасно понимает». Такое мнение выразил эксперт Бюро военно-политического анализа Николай Костикин.
Сейчас российское общество консолидировано, создана реально воюющая боевая закаленная армия, модернизирована оборонная промышленность, а мировая повестка переключена на РФ. Прекращение огня на Украине и дальнейшая работа дипломатическими методами через какое-то время сведет на нет усилия ястребов коллективного Запада по превращению славянских народов в вечных исторических противников.
Киев, на мой взгляд, достаточно претерпел за свои националистические идеи. В украинском обществе они теряют популярность, а те, кто их защищал, либо физически уничтожены, либо постепенно становятся ненавидимы той частью, которую они сейчас гонят на принудительную гибель.
一 Николай Костикин, военный экспертЭксперт Финансового университета при Правительстве РФ Денис Денисов подчеркнул, что на данный момент ни одна из сторон не подтвердила возможность урегулирования конфликта через его заморозку. Политолог считает, что публикации в СМИ на эту тему не только сомнительно выглядят, но и не совсем укладываются в логику происходящего.
В первую очередь это касается США, которые заинтересованы не в заморозке, а в продолжении конфликта. По мнению Денисова, Вашингтон воспринимает его не как российско-украинский, а как один из аспектов глобального противостояния России и западной политики.
Заморозка не то, чтобы рассматривается как один из вариантов остановки конфликта, ведь многие политики в последние месяцы говорили, что он снижает свою динамику. Год назад конфликт шел с высокой интенсивностью боевых действий, снизившись сейчас до средней: обе стороны значительно укрепили свою оборону, выстроив высокоэшелонированные ограждения.
Хотя события последних двух недель, связанные с наступлением на Авдеевку, уже дают меньше оснований считать, что конфликт не то, что замораживается, а даже переходит в стадию низкой интенсивности.
一 Денис Денисов, политологНужна ли РФ и Украине заморозка конфликта?
Николай Костикин уверен, что этот вариант устроил бы Россию. Эксперт отметил, что сейчас у украинской армии «наметилась слабина», а перестановки в руководстве ВСУ означают тенденцию перехода к обороне и дальнейшим действиям террористическими методами.
Если сейчас Путин прекратит этот конфликт и повернет ситуацию вспять, он не просто лишит противника козыря, а станет политиком уровня Ганди в мировом масштабе. Допускаю что прекращение огня запустит в мире процесс его переформатирования: Россия получит небывалый ранее авторитет, на что действующая администрация коллективного Запада пойти никак не может.
一 Николай Костикин, военный экспертДоцент кафедры политического анализа факультета госуправления МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Коньков, напротив, считает, что заморозка текущего конфликта невыгодна для РФ. В этом случае Москва «наступила бы на прежние грабли» с возможностями военного освоения территории Украины силами НАТО и созданием заделов для более тяжелого возобновления конфликта.
Заморозка была бы как раз выгодна Западу для преодоления общественной усталости от конфликта и перераспределения ресурсов для более оптимального соотношения между запросами Украины и своими внутренними приоритетами. США и Европе все равно, где именно пройдет разделительная линия на территории Украины — главное, чтобы подальше от них самих.
一 Александр Коньков, кандидат политических наукДенис Денисов, в свою очередь, полагает, что заморозка конфликта была бы благоприятным сценарием для Киева. Эксперт указал, что несмотря на оборону, по целому ряду направлений ВСУ не могут оказывать активное сопротивление.
Ситуация осложнилась на фоне проблем с поставками вооружений и замороженной финансовой поддержкой со стороны США. Исходя из этого, не то, что заморозка, а даже скорее перемирие было бы в интересах Украины.
一 Денис Денисов, политологМожет ли СВО завершиться заморозкой в 2024 году и что будет после?
Костикин допускает заморозку конфликта, но при условии смены администрации США после выборов главы государства в 2024 году. Коньков, со своей стороны, высказался категоричнее.
На Западе с завидной регулярностью делаются информационные вбросы, не имеющие отношения к реальности. Это нужно для тестирования общественного мнения в различных западных странах на предмет готовности к завершению конфликта.
Сама гипотеза о заморозке конфликта напоминает провокацию царя Соломона, предложившего двум спорящим о ребенке женщинам разделить его пополам: посторонняя женщина согласилась, а вот родная мать предпочла отказаться от сына, но сохранить ему при этом жизнь.
一 Александр Коньков, кандидат политических наукДенисов не видит предпосылок для заморозки конфликта, особенно со стороны РФ. Эксперт подчеркнул, что у ВС РФ идет наступательная операция, пусть и «не такая стремительная, как многим бы хотелось».
Политолог допустил, что украинская сторона может рассматривать заморозку, но возможности для такого исхода пока не существует. Внешние акторы, продолжил Денисов, могут лишь минимально влиять на этот процесс, но для тех же США выгодно, чтобы конфликт продолжался — это один из факторов сдерживания РФ.
Сейчас можно быть более чем уверенным в том, что завтра мы услышим новость о новых переговорах и попытке заморозить, урегулировать или перевести конфликт в фазу политических дискуссий. Но вряд ли обе стороны в итоге останутся удовлетворены достигнутыми результатами.
Дело в том, что цели СВО не выполнены, а Украина воспринимает нынешний статус-кво как явный проигрыш. Как следствие, будет происходить дальнейшее планомерное наращивание сил и боевых средств, чтобы продолжать этот конфликт в будущем. Устойчивое перемирие, а самое главное, урегулирование, даже не просматривается.
一 Денис Денисов, политолог