Kismet/YouTube
Kismet/YouTube
кино

Черная комедия о любви и принципах: рецензия на фильм «Идеальные друзья»

Картина Мэтта Уинна исследует границы человеческой совести, но не лишает зрителей веры в любовь и дружбу

22 февраля в российский прокат вышла британская черная комедия «Идеальные друзья». Картина Мэтта Уинна с многозначительным слоганом («Идеальный ужин идеальных друзей. Что может пойти не так?») рассказывает историю одного вечера, который обернулся странной трагедией. Чем примечательна лента, как авторам удалось не скатиться в прямолинейную социальную критику и стоит ли идти на «Идеальных друзей»? Рассказываем.

За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?

Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката (российской и зарубежной), которые достойны вашего внимания в этот уикенд.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 22 февраля
Страна производства: Великобритания
Режиссер: Мэтт Уинн
Авторы сценария: Джеймс Хэндел, Мэтт Уинн
В ролях: Ширли Хендерсон, Руфус Сьюэлл, Оливия Уильямс, Алан Тьюдик, Индира Варма, Харрисон Эванс, Сильвестр Грот и др.
Жанр: комедия
Продолжительность:
1 часа 29 минут

О чем фильм «Идеальные друзья»?

В центре сюжета картины — супруги Сара (Ширли Хендерсон) и Том (Алан Тьюдик), которые из-за проблем с бизнесом решают продать свой стильный дом в элитном районе Лондона. По этому случаю пара устраивает прощальную вечеринку и зовет ближайших друзей — Бет (Оливия Уильямс) и Ричарда (Руфус Сьюэлл). Идеальный вечер может испортить только один человек — старая подруга Джессика (ее привели Бет и Ричард) — богемная писательница, время от времени заигрывающая то с одним, то с другим женатым мужчиной.

Из-за фривольного поведения роковой девушки и резких заявлений о том, что жизнь ее успешных друзей — фарс, общение перерастает в ссору, а уже через мгновение мы видим, как Джессика совершает суицид, повесившись в саду. В этот момент фокус внимания персонажей смещается со стола, изобилующего вином, легкими закусками и десертом клафути: теперь Саре и Тому предстоит определиться — готовы ли они позвонить в полицию, рискнув провалить сделку по продаже дома.

Kismet/YouTube
Kismet/YouTube

Чем примечателен фильм?

Поначалу может показаться, что картина построена по классической для детективной прозы схеме «убийство в закрытой комнате». Однако довольно быстро становится ясно, что никто из героев не собирается искать призрака-убийцу и обвинять в случившемся друг друга. Сара и Том, разумеется, задаются вопросом, почему Джессика покончила с собой. Но все же главная тема для кратковременной рефлексии — вызвать полицию или уговорить Бет и Ричарда перевезти тело известной писательницы в ее квартиру.

И, все бы ничего, но моральные устои Бет не позволяют ей пойти на преступление — по крайней мере, до определенного момента. В течение полутора часов зритель наблюдает за душевными терзаниями героев, которые не без толики сомнений решаются на циничные, мерзкие и, казалось бы, несвойственные им поступки. Картина, разделенная на несколько глав — от «Проблема: Джессика» до «Проблема: закон» — со свойственным британцам черным юмором исследует границы человеческой совести.

Вместе с гибелью Джессики и вскрывшимися подробностями в отношениях каждой из пар происходит раскол: в минуты отчаяния всех четырех людей средних лет объединяет лишь нежелание менять красивую жизнь на обычную (ну и забота о детях). По мере развития сюжета авторы изящно объединяют мрачную комедию с семейной драмой и рассказом о ценности дружбы. Персонажи, почти весь фильм замкнутые в интерьеры с дизайнерской мебелью, проходят экстренную проверку на гуманность и умение по-настоящему любить.

Kismet/YouTube
Kismet/YouTube

Стоит ли смотреть «Идеальных друзей»?

Картину Мэтта Уинна с оригинальным названием «Проблемы с Джессикой» в России локализовали как «Идеальные друзья» — вероятно, так у наших зрителей может возникнуть ассоциация с итальянским фильмом «Идеальные незнакомцы» Паоло Дженовезе (и ремейком от «Квартета И» — «Громкая связь»). Впрочем, несмотря на схожую завязку, жанр трагикомедии и тему раскрытия старых секретов, «Друзья» уделяют меньше внимания изменам, но в равной степени кризису отношений. При этом «Идеальные друзья» со своей уместной чернушностью оказывается вполне жизнеутверждающим кино, не лишенным надежды и веры в людей.

Авторы могли без особых трудностей использовать популярный в последние годы художественный троп Eat the rich — «Ешь(те) богатых» (вспоминаем «Паразиты», «Треугольник печали», «Белый лотос», «Солтберн» и др.), но все же решили избежать штампов и поп-культурных повторов. Обсуждение общества потребления, неравенства и воспевания богатства здесь не выступает лейтмотивом, а в итоге картина подводит неочевидный итог, в котором богачей не пытаются демонизировать или оправдывать.

Kismet/YouTube
Kismet/YouTube
Никита Прунков