После теракта в «Крокусе» в РФ назревает волна нетерпимости к мигрантам. Так нельзя — и вот почему
После теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле», совершенного гражданами Таджикистана, в России стали просыпаться ксенофобские настроения. Россияне начали отказываться от услуг мигрантов, предварительно справляясь об их национальности, а политики — рассуждать об ужесточении миграционного законодательства. С чем связана неприязнь граждан к приезжим и можно ли как-то исправить ситуацию? Разбираемся с психологами и социологами.
Что о мигрантах говорили после теракта в «Крокусе»?
После теракта в «Крокусе», совершенного гражданами Таджикистана, некоторые россияне стали отказываться от услуг мигрантов, прибывших из республики. В частности, в Telegram-каналах публиковали скриншоты из мобильных сервисов такси, где клиенты справлялись у водителей, принявших заказ, об их национальности.
Здравствуйте, вы кто по национальности? Если из Таджикистана, то отменяйте заказ
В таджикских диаспорах тем временем рекомендовали проживающим в России соотечественникам не выходить из дома в вечернее время и не посещать массовые мероприятия. Также, как сообщает Telegram-канал Baza, некоторые работодатели попросили своих сотрудников с гражданством Таджикистана сдать актуальные ФИО, данные паспорта и сведения о месте жительства.
Параллельно с этим депутат Госдумы от Крыма Михаил Шеремет предложил ограничить въезд мигрантов в РФ на время проведения СВО. По его мнению, это необходимо для того, чтобы «защитить внутреннюю безопасность» страны.
«К сожалению, иностранные лица, которые пересекают границу, являются угрозой, прежде всего, для самих себя, так как автоматически становятся объектом интереса западных спецслужб для создания в России условий осуществления террористических актов, а также инструментами для дестабилизации обстановки», — пояснил депутат.
В свою очередь, глава Таджикского культурного центра Хуршеда Хамракулова осудила соотечественников, совершивших теракт, призвав россиян быть терпимее. «Мы не должны переносить наши эмоции на представителей других наций. Потому что подонков у каждого народа полным-полно, они не представляют лицо нации. Думаю, что так должны думать все люди», — сказала она.
Как часто мигранты совершают преступления в России?
В России существует статистика МВД, благодаря которой можно узнать, сколько преступлений совершают граждане России, а сколько — лица без гражданства и иностранцы, отмечает Илья Дорханов, социолог исследовательской компании Russian Field. За 2023 год из всех преступлений только 4% совершили иностранные граждане (30,2 тыс. из 750,4 тыс. осужденных). При этом 25,1 тыс. (3,3%) из них были гражданами стран СНГ, о которых, как правило, и идет речь при разговоре о мигрантах.
Однако статистика МВД отражает только общее число выявленных преступников-мигрантов, но не то, о каких именно преступлениях идет речь. В нее входят все статьи — от нарушений миграционного законодательства до терроризма. Более детальную информацию можно найти в статистике Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Согласно последним данным (за 2022 год), на граждан стран СНГ приходятся 4,3 тыс. из 135,8 тыс. осужденных за тяжкие преступления (3,2%) и 2,6 тыс. из 32,4 тыс. (8,1%) — за особо тяжкие. Но здесь есть две важные оговорки, указывает Дорханов.
К категории особо тяжких преступлений относится целый ряд статей разного характера: от «обычного» убийства или хранения наркотиков в особо крупном размере до террористического акта. Однако Судебный департамент не приводит статистику по терроризму отдельно, поэтому нельзя точно сказать, какую именно долю террористов составляют мигранты.
Также в статистике Судебного департамента речь идет только об осужденных — то есть, например, террористы, застреленные при задержании, в нее не входят (не говоря уже о тех, кто смог скрыться от правоохранительных органов).
一 Илья Дорханов, социолог Russian FieldЗачастую, если преступления совершают приезжие, это активно освещают в прессе. В то же время правонарушения россиян СМИ интересуют гораздо реже, поскольку они «не вызывают столь большого резонанса», считает специалист по вопросам миграции, доцент кафедры политологии Финансового университета при Правительстве РФ Заира Усманова.
Более того, после трагедий, произошедших по вине людей определенной национальности, к ее другим представителям просыпается большая нетерпимость в России, отметила эксперт.
По результатам социально-психологических исследований последних лет, недоброжелательное отношение к мигрантам в РФ сохраняется и возрастает в периоды, когда с их участием происходят резонансные события, причиняется вред здоровью и имуществу россиян. Аналогичные психологические тенденции происходят и в массовом сознании мигрантских сообществ.
一 Заира Усманова, доцент кафедры политологии Финансового университета при Правительстве РФВолна ксенофобии после теракта — это нормально?
Да, это вполне обычная реакция человека, полагает клинический психолог Ольга Хафизова. В беседе с «Постньюс» эксперт объяснила, что таким образом мозг пытается оградить нас от потенциальной опасности.
Мы выделяем ведущие признаки опасности (если речь идет о людях, то это особенности их внешнего вида, речь и привычная одежда) и испытываем чувство страха, тревоги и агрессии, когда сталкиваемся с ними в реальности.
Природа позаботилась о том, чтобы человек не гадал при встрече с хищником: «А вдруг он хороший и его дома детки ждут?» Homo sapiens скорее про установку: «Бей или беги». То же самое происходит и сейчас, поскольку именно на национальности террористов (как на внешнем признаке) в СМИ акцентировали больше всего внимания.
一 Ольга Хафизова, клинический психологПсихолог-гипнолог Ильшат Акчурин уверен, что многие россияне «умом понимают», что у преступности «нет национальности и религии», но в то же время, на каком-то глубинном уровне, отличающиеся от них люди вызывают чувство страха. Эксперт объясняет это тем, что человеческое сознание настроено на выживание, за которое отвечают инстинкты.
«Чувство самосохранения заставляет нас заниматься постоянным мониторингом внешней среды на наличие различных триггеров и опасностей. А мозг работает ассоциативно: для того, чтобы быстро определять источники угрозы, он применяет такой механизм, как обобщение», — пояснил эксперт.
Акчурин привел пример: если где-то в мире упал самолет, а эта трагедия получила широкое обсуждение в СМИ, то мы непроизвольно создаем ассоциацию с произошедшим (например, что все самолеты могут упасть). Более того, предрасположенный к тревоге человек вовсе способен сформировать в себе аэрофобию.
Та же ситуация происходит, когда в трагедии участвуют люди определенной национальности или религии. Наш мозг просто на всякий случай ассоциативно помечает их представителей как потенциально опасных, поскольку он должен просчитать все риски.
一 Ильшат Акчурин, психолог-гипнологДорханов, в свою очередь, подчеркнул, что проводить опросы общественного мнения на тему отношения к мигрантам сразу после терактов было бы некорректно. По его мнению, их результаты будут отражать настроения людей в момент, когда они шокированы, испытывают гнев, тревогу, горе и потребность в безопасности.
«Уже через месяц или несколько итоги опросов могут быть другими, поскольку общество немного “отойдет” от произошедшего, а повестка в медиа изменится. Тот, кто сейчас отменяет заказ в такси, потому что водитель — таджик, через пару месяцев вполне может решить, что ему неважно, кто его повезет. В этом смысле стоит обращать внимание на долгосрочные тренды, на то, как меняется отношение общества к мигрантам от года к году», — отметил Дорханов.
При этом нельзя точно понять, насколько латентно антимигрантские настроения присутствуют среди россиян в спокойное время, уверен эксперт. «Ведь далеко не все люди, неприязненно относящиеся к мигрантам, станут писать об этом в соцсетях — равно как и не все люди, которые негативно высказываются о них сразу после теракта, будут столь же неприязненно настроены к мигрантам в дальнейшем», — указал он.
Можно ли побороть чувство страха и стать терпимее?
Акчурин добавил, что ксенофобии после трагедий часто бывают подвержены люди с повышенным тревожным фоном. Психолог уверен, что с ним можно работать.
«Конечно, для этого желательно оградить себя от разговоров на тему произошедшего. Это нужно сделать мягко и аккуратно, невзирая на то, что окружающим очень хочется обсудить все детали случившегося. Ну и желательно закрепить процесс на логическом уровне, обратив внимание на достоинства людей той или иной национальности», — сказал он.
Люди, контактирующие с представителями других национальностей, менее подвержены ксенофобии, уверена Ольга Хафизова. Поэтому психолог рекомендует чаще общаться с разными людьми. «Замечайте в них не только хорошее, но и обратите внимание, какой вклад в науку, искусство, социальную сферу внесли представители той или иной группы людей, вызывающей у вас тревогу», — посоветовала эксперт.
Также Хафизова уверена, что после страшных событий необходимо соблюдать информационную гигиену. «Для этого определите, в какое время вы будете читать новости. Отпишитесь от дублирующих друг друга источников информации, а если новости вызывают у вас проблемы со сном, то не читайте их в вечернее время. Не забывайте о себе и продолжайте делать важные и приятные дела, а также делиться чувствами с друзьями и близкими», — сказала она.
С точки зрения социологии, тенденцию к ксенофобии после трагедий в РФ невозможно искоренить. Это связано с общественным мнением, которое «объективно опирается на позиции населения РФ, воспринимающего свою национальную и гражданскую идентичность».
В сознании россиян мигранты — чужие, а сближение с образом чужого — противоестественно. Негативную информационную повестку в СМИ, на мой взгляд, перебить крайне проблематично.
Предложение ограничить въезд иностранцев — мера более реализуемая, но при этом следует ожидать увеличения потока нелегалов. Кроме того, ряд соглашений РФ со странами средней Азии не предполагают юридический механизм ограничения и тем более прекращения миграции.
一 Заира Усманова, доцент кафедры политологии Финансового университета при Правительстве РФКак вести себя гражданам Таджикистана в РФ?
Психолог Хафизова рекомендует не забывать, что сейчас все вокруг испытывают обоснованный страх. «Да, это несправедливо, что ненависть может транслироваться на людей, которые никак не причастны к теракту. И это время нужно пережить», — полагает она.
По мнению Хафизовой, гражданам Таджикистана стоит общаться с людьми разных национальностей, поддерживающих их. Как и россиянам, эксперт советует делиться своими чувствами, особенно опасениями, а также соблюдать информационную гигиену.
Кроме того, психолог призывает воздержаться от ношения на публике национальной одежды и разговоров на родном языке на некоторое время. «Окружающие способны воспринять это как опасность и могут неадекватно отреагировать», — заключила Хафизова.