спорт

Для взрослых и детей: как выбрать велосипед

Сначала вам нужно определиться, что вы хотите — рассекать по трассам, медленно кататься по набережным или гонять по бездорожью
 Nhi Dam/Unsplash
Nhi Dam/Unsplash

Наступил апрель, а значит, нас снова ждет сухой асфальт и солнце. Хорошая погода — это отличный повод начать кататься на велосипеде и совместить приятное времяпрепровождение с физическими нагрузками. Мы составили подробный гайд для начинающих, как выбрать своего верного железного спутника на ближайшие полгода.

Какие виды велосипедов бывают?

Велосипеды различаются по назначению: они бывают для городских поездок, шоссе, бездорожья, трюковые или для путешествий на большие расстояния. В первую очередь нужно определиться, какой вид вам подходит больше всего.

Горный велосипед

Горный велосипед предназначен для езды по бездорожью: лесным тропинкам, холмистой местности и грязи. У таких байков толстые шины, прочная рама и амортизирующая подвеска. Их плюс заключается в универсальности: на MTB можно кататься как по бездорожью, так и по шоссе. Также на нем легко запрыгнуть на бордюр, резко остановиться или, переключив скорости, въехать на гору. Но есть и минус — большой вес (12-18 кг).

Городской велосипед (ситибайк)

Это один из самых простых и доступных вариантов. Городской велосипед подойдет для тех, кто хочет не спеша ездить по улицам и набережным. Также на него стоит обратить внимание, если вы не очень дружите с переключением скоростей — обычно на ситибайках их или вовсе нет, или не более двух. Из минусов — неповоротливость и низкая скорость. Городские велосипеды также делятся на подвиды:

  • классический городской: у него большие колеса, но облегченная рама. Весит меньше, чем горный велосипед — около 12-13 кг;
  • складной: у него складная рама и небольшие колеса. Вес такого велосипеда — около 7-10 кг;
  • круизер: у него более широкие покрышки, чем у классического городского велосипеда, и массивная рама. Вес, соответственно, немаленький — 12-15 кг.

Шоссейный велосипед

Он предназначен для быстрой езды по ровной дороге, желательно без пешеходов. На таком велосипеде легко развить высокую скорость за счет переключения скоростей, тонких шин, легкой рамы и руля-барана (велосипедист практически лежит на руле, благодаря чему принимает аэродинамическое положение). «Шоссейники» весят около 6-10 кг.

Фикс

По сути, это тоже шоссейный велосипед, но без скоростей и с зацикленной (фиксированной) передачей — педали постоянно вращаются. За счет этого можно очень быстро разгоняться и рассекать по улицам. Однако есть и минусы: торможение происходит за счет вращения педалей назад, что не очень удобно в условиях городского трафика и достаточно сложно для новичков. Вес такого велосипеда тоже очень мал — 6-10 кг.

Как подобрать велосипед по росту?

При выборе велосипеда важно подобрать нужную высоту: если вы возьмете слишком маленький, то колени будет подвергаться лишней нагрузке, а если слишком высокий — может разболеться спина из-за усилий, направленных на удержание руля.

Ростовку нужно выбирать, ориентируясь на размер рамы. Обычно она рассчитывается в дюймах или обозначается латинскими буквами от XS до XXL.

Рост/Размер рамы в дюймах /Размер буквенным обозначением

130–155 см / 13–14 дюймов / XS
145–165 см / 15–17 дюймов / S
155–175 см / 17–19 дюймов / M
175–185 см / 19–20 дюймов / L
180–195 см / 21–22 дюйма / XL
190–205 см / 23–24 дюйма / XXL

Как подобрать велосипед по весу?

Если вы достаточно много весите, то ориентироваться на большой вес велосипеда при его подборе будет неправильно. Массу не стоит рассматривать в качестве фактора надежности, при этом нужно помнить, что тяжелым байком сложнее управлять. Лучше ориентироваться на вид рамы — предпочтительны горизонтальные или прямые, такая компоновка снижает нагрузку при движении.

Обычно производитель указывает предельный вес, при котором можно кататься на велосипеде. Например, 20-дюймовый байк выдерживает около 90 кг, 24-дюймовый горный — 110 кг. Также обратите внимание на колеса — у них должны быть прочные ободы. В целом, для тяжелых ездоков лучше всего подойдет горный велосипед.

Какой материал рамы велосипеда лучше?

От того, из чего сделана рама, зависит прочность байка, его вес, маневренность и цена. Чаще всего они изготавливаются из металла, но существуют и модели из композитных материалов.

Алюминий

Материал отличается легкостью и не боится коррозии. Алюминий достаточно жесткий — это будет чувствоваться, если вы поедете по бездорожью. Однако в прочности этот материал уступает стали, поэтому велосипеды с алюминиевой рамой оснащают амортизирующей подвеской.

Сталь

Этот материал достаточно прочный и дешевый. Однако стальные рамы тяжелые и подвержены ржавчине, поэтому велосипед придется время от времени подкрашивать.

Титан

Один из самых прочных материалов, но при этом он отличается высокой стоимостью. Из плюсов — маленький вес (титан в три раза легче стали) и стойкость к коррозии.

Карбон

Самый современный из всех материалов: он легкий, сверхпрочный, не ржавеет и поэтому стоит дорого. Обычно его используют для шоссейных велосипедов.

Как выбрать велосипед для ребенка?

Детские велосипеды бывают трех типов — трехколесные, двухколесные и беговелы. Для самых маленьких можно выбрать беговел — на нем не нужно постоянно держать равновесие, однако с его помощью ребенок постепенно освоит принцип балансирования. После него можно перейти на трехколесный или обычный двухколесный велосипед.

Размер детского велосипеда также нужно подбирать по росту, но ориентироваться не на высоту рамы, а на размер колес.

Возраст/Рост/Диаметр колес в дюймах

1-3 года/75-95 см/до 12 дюймов
3-4 года/95-101 см/12 дюймов
4-6 лет/101-115 см/14-16 дюймов
6-9 лет/ 115-128 см/18-20 дюймов
9-13 лет/126-155 см/20-24 дюйма

Сейчас большинство детских моделей велосипедов оборудованы регулируемым сидением и рулем — их можно подогнать под разный рост. Поэтому не стоит покупать велосипед сильно на вырост, потому что малышу будет сложно кататься и переносить его с места на место. Также не забудьте купить ребенку защиту: шлем, перчатки, наколенники.

Сколько в среднем стоит велосипед?

Цена велосипеда зависит от модели, материала рамы и конфигурации. Самые бюджетные — это городские байки. Их легко найти в продаже примерно за 20 тыс. руб. Следом идут фиксы — их цена также начинается от 20 тыс. руб. Самые дорогие — это шоссейные и горные, их цена начинается от 50 тыс. руб. и стремится к бесконечности. Однако не стоит гнаться за сверхдешевизной: обычно такие байки очень тяжелые и быстро ломаются.

Мария Измайлова