«Вы служите воде!»: кто такой Валентин Шишкин и в чем суть кинетического имиджа
Последние месяцы в сети вирусятся ролики с Валентином Шишкиным — экспертом по «кинетическому имиджу». В интервью с журналистами, подкастах с известными блогерами и полноценных обучающих видео Шишкин рассказывает миру, как улучшить впечатление о себе посредством изменения невербального языка. Мужчина уверен, что даже то, как человек пьет воду и роняет предмет на пол, влияет на отношение окружающих к нему.
Мы решили разобраться, кто такой Валентин Шишкин, как устроен его метод (и сколько денег он ему приносит) и в чем феномен популярности инфлюенсера в интернете. Вперед! Только не забудьте расправить плечи и принять открытую позу.
Валентин Шишкин — кто это?
Составить даже краткое досье на Валентина Шишкина не так уж и просто. Однако, исходя из открытой информации в сети, мы знаем, что он родился в Уфе в 1975 году в обеспеченной семье. Его отец был главным инженером завода, а мать занималась преподаванием и предпринимательством. Известно, что наибольшее влияние на интересы мальчика оказала мама: она обращала внимание Валентина на детали и учила его искать красоту в повседневности.
В 19-летнем возрасте Валентин начал работать в руководстве молодежного театра башкирской столицы, параллельно занимаясь моделингом и организацией региональных конкурсов красоты. В процессе проведения мероприятий Шишкин случайным образом окунулся в изучение невербального поведения людей. Когда на одном из прогонов мужчина заметил, что модели-двойняшки выглядят одинаково, но вызывают кардинально разную реакцию у публики, он принялся пристально наблюдать за ними.
После этого Шишкин приобрел необходимое оборудование (камеру и видеомагнитофон) и начал беспрерывно прокручивать запись в поисках разницы в движениях моделей. И именно так, как утверждают SMM-специалисты Шишкина, родилась авторская методика, а затем и целый тренинг. К 2007 году Шишкин освоил бизнес-тренинг, ораторское мастерство и другие дисциплины, а спустя 10 лет вместе с продюсером Ириной Речистер открыл Школу кинетического имиджа.
Что такое кинетический имидж и в чем его суть?
Кинетика (или кинесика, ведь мы имеем дело с греческим словом kinesis) — это совокупность телодвижений: в том числе, жестов и мимики, которые человек применяет в процессе коммуникации с окружающими. Проще говоря, кинетика тела представляет собой невербальное взаимодействие, а Валентин Шишкин, по его утверждениям, учит людей выстраивать «кинетический имидж». Например, правильно сидеть, ходить, улыбаться, открывать и закрывать дверь, или же и вовсе наливать воду. Нюансов сотни, а то и тысячи, и потому Валентин с удовольствием обсуждает и корректирует видимые недочеты в образах самых разных людей.
В многочисленных интервью — Юлии Меньшовой, Александру Соколовскому, Амирану Сардарову и др. — Шишкин подчеркивает, что дьявол кроется в деталях и многим успешным людям необходимо уметь создавать «правильное впечатление» и знать язык тела. И речь здесь не только об опрятной внешности, грамотной речи и дорогих аксессуарах: все статусные атрибуты меркнут на фоне взгляда в пол и неуверенной походки. Но и то, как выясняется, лишь вершина айсберга. Вот, например, виральный ролик, в котором Валентин Шишкин предупреждает об ошибках во время кофе-брейка. Пожалуйста, не складывайте глаза в стакан.
Шишкин уверен, что его метод применим ко всем. Специалист в области кинетики приводит в пример обаятельных, но неблагородных в невербальных привычках женщин, крупных менеджеров (которым не удается заключить сделку из-за неверных паттернов поведения) и даже политиков (речь о сербском лидере Вучиче, который не смог выбрать доминирующую позицию, сидя напротив Трампа). Впрочем, как неловкой девушке, так бизнесменам и государственным деятелям порой достаточно просто изменить положение рук и геометрию тела. Разумеется, это не сделает их компетентнее в профессиональных вопросах, однако создаст визуальную уверенность и поможет в коммуникации.
Уместить основные тезисы Шишкина в один абзац непросто, но мы попробуем. Мастер кинетики предлагает избавиться от лишней суеты и так называемых сервисных процессов — например, если вы совершаете три движения вместо одного, когда убираете телефон в карман. Валентин призывает нас перестать «извиняться за то, что мы занимаем собой пространство»: вместо этого стоит принять сильную, но не агрессивную позу (а не ютиться во время переговоров в углу комнаты), выбрать «доброжелательный, безопасный взгляд» и использовать сбалансированные жесты (то есть не слишком феминные или, напротив, маскулинные). Звучит все это, конечно, сложно, но у Валентина очень много гайдов на YouTube. И кейсов тоже.
За что критикуют Шишкина и его методику?
Само собой, некоторые советы Шишкина вызывают у пользователей раздражение. С одной стороны, построение невербального имиджа выгодно медийным личностям — в их случае корреляция между грамотно выстроенным образом и впоследствии вырученными дивидендами очевидна. А с другой, имеет ли подобная практика смысл в жизнях обычных людей? Как утверждал Валентин в интервью Меньшовой, иногда принцип fake it till you make it («притворяйся, пока не добьешься этого») оказывается рабочим в продвижении по карьерной лестнице: «Притворись, переоденься. Веди себя как тот, кем ты хочешь быть. Откажись делать то, что делает представитель твоего слоя».
И на этот несколько спорный тезис в беседе с Валентином отреагировал блогер Амиран Сардаров. Его основная претензия к Школе кинетического имиджа заключается в том, что Шишкин продает за большие деньги плохо применимые на практике знания, которые лишают человека уникальности (цены на индивидуальные консультации могут доходить до 150 тыс. рублей в час). По мнению Амирана и многих пользователей, за человека должны говорить его действия, а в рабочих вопросах — успешные проекты и опыт. Другими словами, никакая уверенность и кинетическая грамотность не перекроют реальных способностей специалиста и качеств человека.
Сам Шишкин уточняет, что в отличие от других инфобизнесменов (которых принято называть инфоцыганами), он никому золотых гор не обещает и свои услуги не навязывает: если человек не верит в важность невербальных коммуникаций и не планирует менять привычки, ему это действительно не нужно. Свой продукт Валентин с квази-образовательными курсами не сравнивает и деструктивным не считает. В качестве доказательства Шишкин вспоминает, как интегрировал методику в обучение студентов в калининградском университете имени Иммануила Канта. После этого волнующиеся молодые люди якобы научились справляться со стрессом и лучше сдавать экзамены.
А как к кинетике относятся ученые?
Первые работы по теории невербальной коммуникации писал еще Чарльз Дарвин («О выражении эмоций у человека и животных»). Он был уверен, что невербальное общение вторично по отношению к вербальному. Современные исследователи, в свою очередь, считают, что словами люди передают не более 40% информации, в то время как за остаток отвечают невербальные сигналы. Вполне логично, что эксперты по риторике тела и другие специалисты берутся за изучение жестов и мимики. Валентин Шишкин — лишь один из адептов исследования и потому относиться к нему стоит скорее снисходительно. Ну неужели бесплатный гайд по правильному питью воды может быть вредоносным? (платный — другой разговор. Мы пока курсы не покупали).
Так или иначе Валентин Шишкин — фигура неоднозначная и, по правде говоря, комичная. Во многом это связано с тем, что его рассуждения о контроле движений и информативности видеоанализа алгоритмы YouTube подкидывают уже после того, как вы увидели ролик, в котором «врагом» внезапно оказывается посудомойка или холодильник (спойлер: все, кто прочтет этот текст, задумается о перепланировке кухни). К сожалению, мир устроен таким образом, что неудобства поджидают нас на каждом шагу и «служить» бутылке воды, низкому шкафу или чему-то еще в любом случае придется. А вот стоит ли ради невербальной свободы уделять столько внимания движениям — вопрос дискуссионный.